В эпоху Советского Союза приобрести ГАЗ-69 или УАЗ-469 в частное пользование было задачей почти невыполнимой. Однако потребность в проходимом транспорте была ощутима, и находчивые автовладельцы прибегали к разнообразным, порой весьма оригинальным способам, сообщает «За рулем».
В детективном фильме «Дополнительный прибывает на второй путь» 1986 года, сюжет строился вокруг мошеннической схемы, в которой дельцы за деньги обещали содействие в приобретении дефицитного УАЗ-469. Это отражало суровую реальность: купить эту машину было чрезвычайно сложно.
Фактически, рамные внедорожники, производимые в Горьком и Ульяновске, имели статус, близкий к коммерческому транспорту, который не поступал в свободную продажу, поскольку рассматривался как средство производства. Это было сравнимо с невозможностью покупки завода или фабрики. К тому же, внедорожники в приоритетном порядке направлялись в армию, затем в колхозы и государственные предприятия, и их все равно не хватало, учитывая еще и экспортные поставки.
В огромной стране с неразвитой дорожной инфраструктурой потребность в полноприводных автомобилях была огромной, но советская торговля практически не удовлетворяла этот спрос. В конце 1950-х и начале 1960-х годов было выпущено ограниченное количество полноприводных «Москвичей» и ГАЗ-М72 (модификации «Победы» с двумя ведущими мостами).
С конца 1960-х годов началось производство компактных внедорожников ЛуАЗ-969, которые также были в остром дефиците и продавались только в отдельных регионах Советского Союза. Позже появилась «Нива» ВАЗ-2121, но она была дорогой, дефицитной и недостаточно вместительной для хозяйственных нужд.
Конечно, в советской системе существовали исключения. Некоторые привилегированные граждане могли приобрести даже новый УАЗ. К примеру, писатель Михаил Шолохов владел и ГАЗ-69, и УАЗ-469, причем последний был модифицирован с учетом его увлечения охотой.
Однако даже подержанные автомобили, списанные из колхозов или предприятий, можно было купить только по специальному разрешению, а также требовалось адаптировать их к гражданской эксплуатации. Счастливчики десятилетиями ездили даже на внедорожниках 1940-х годов, таких как ГАЗ-67Б, выпускавшийся до 1953 года, и американские Willys MB, поставленные по ленд-лизу во время Второй мировой войны.