Журнал “Автозапчасти и цены” на новогодние каникулы отправился в автопробег по городам Беларуси. Кроме столицы Минска, маршрут пролегал через другие значимые белорусские города — Витебск, Полоцк, Гомель, Бобруйск, Жодино и Могилев. Участники автопробега получили возможность полностью погрузиться атмосферу нашего ближайшего соседа, а также настроения, вкусы, привычки белорусов.
Партнером автопробега выступила компания “АВТОЛЮКС”, представляющая бренды щеток стеклоочистителей HITO и ароматизаторы для салона автомобиля AURA FRESH. Напомним, что щетки стеклоочистителей HITO по результатам испытаний стали победителями премии “Автокомпонент года” в 2018 году. Для поездки был выбран внедорожник Haval H9 с бензиновым мотором. Китайский бренд Haval пока нельзя назвать массовым на российском рынке. Пока продажи этих машин в наше стране невелики, однако те, кто уже купил автомобиль марки Haval высказываются о нем только положительно. И с ними нельзя не согласиться. За весь пробег, длиной в 3500 километров китаец ни разу не подвел.
И, пожалуй, Haval H9 станет первой китайской машиной, приобретения которой мы бы рассматривали сами и рекомендовали другим. Слом стереотипа? Согласитесь, что этот момент должен был когда-то наступить. Дело в том, что, проводя несколько часов в день за рулем внедорожника, начинаешь понимать — это реально качественный, продуманный и надежный продукт. Haval едет и управляется, если можно применить здесь это слово очень даже породисто. В ближайших конкурентах у него — легендарный Toyota Land Cruiser Prado. И для Тойоты это действительно очень сильный конкурент! Всю дорогу не покидало ощущение — такой могла бы быть очередная Toyota.
Качество отделки, уровень проработки интерьера, шумоизоляция — все находится на уровне современных японцев, корейцев или американцев. Отношение на дорогах к Haval — очень уважительное. Часто пропускают и не подрезают. Хотя есть и повод для критики. При всем достаточно богатом оснащении больше всего нелестных слов хотелось бы высказать к мультимедиа-системе. Ее перевод на русский, логика работы, деталировка и графика напоминают первые китайские планшеты. А встроенная навигация не знает многих улиц. Да, такими косяками часто грешат и именитые производители, но здесь этот момент на фоне прекрасных качеств находится в особом диссонансе.
Расход турбомотора составил 13 литров на сотню. Да, у бензинового двигателя в городе хороший аппетит. Для самих белорусов наш Haval диковинка — за все время были пару раз замечены модели H6. Поэтому на светофорах и стоянках повышенный интерес знатоков гарантирован.
В пробеге на Haval H9 были установлены зимние каркасные щетки стеклоочистителей HITO Winter. Фишкой этих щеток является защитный чехол каркаса, что практически исключает образование наледи и примерзания. В этом можно было убедиться на практике — погода в новогодние праздники в Белоруссии оказалась переменчивая с частыми переходами температуры через ноль и осадками. Щетки ни разу не доставили повода для беспокойства. В любых режимах работали на отлично.
Ароматом в салоне каждый день радовал гранулированный мешочек от нашего партнера — AURA FRESH. Здесь очень важно отметить стойкость запаха — через две недели салон также был ароматизирован, как и в начале путешествия.
Теперь о самой Беларуси, и в первую очередь, об автомобильной ее части. Для поездки в Беларусь на автомобиле россиянам требуется только местная страховка, аналог нашего ОСАГО. Границы нет, платных дорог тоже нет. Стоимость бензина незначительно выше, чем на территории России. Причем стоит топливо одинаково на всех заправках в стране. Нет острой необходимости искать дешевле в городе или на трассе, как это часто у нас бывает.
По легендам и рассказам очевидцев, качество белорусских дорог заметно превосходит российское. Так вот это было первое разочарование — наверняка так и было в 2000-х, но сейчас большинство российских дорог и трасс ненамного, но лучше! И что нас роднит с нашими братьями, так это уборка снега. Минск, как и Москва, убираются и очищаются очень достойно. Чего не скажем об остальных городах и междугородных трассах. Похожую картинку можно наблюдать практически в любом снежном российском городе. А вот культура вождения намного ближе к европейской. На трассе скорость превышают угадайте кто? Конечно автомобили с российскими номерами. Местные в гонках практически не замечены.
На трассах и в городе стоят камеры фиксации превышения скорости, однако о них всегда предупреждают знаки. Очень обрадовало то, что при поворотах белорусы соблюдают требования разметки или знаков по полосам. Иногда на полосе для поворота налево скапливаются внушительные хвосты. Но абсолютно никто не встает на поворот вторым рядом и не подрезает первую машину. Есть и раздражающий момент — движение по трассе в снегопад, туман или темное время суток без фар ближнего света. Неоднократно возникала ситуация, что при обгонах встречную машину просто не видно. А сигнал дальним светом ни к чему не приводил. Видно, они искренне не понимают, что не так и что от них хотят.
Сам же автопарк страны достаточно скромен — очень много европейского секонд-хэнда и очень мало премиальных и дорогих моделей. Местный автопром почти полностью утвердился в сегментах городского транспорта в виде автобусов и троллейбусов МАЗ, грузовиков МАЗ и спецтехники тракторов «Беларусь».
Возможно так, как выглядели бы города, если бы сейчас существовал СССР. Города не “заколохожены” самостроем и пестрой рекламой всего и вся. Можно отметить общую благоустроенность, чистоту и опрятность как городов, так и небольших деревень. Конечно, это еще далеко не Европа, но по внешнему виду большинство российских городов вчистую проигрывает белорусским. Только Витебск подвели неубранные от снега пешеходные зоны.
В первую очередь, странно, что не чистят туристические маршруты в старом городе. Но порой возникали и вполне “совковые” воспоминания. Например, после посещений кинотеатра в Минске, зрители должны из зала выйти сразу на улицу. Или ЦУМ в Могилеве — здание с советским ремонтом, в котором идет торговля ширпотребом. Сразу напрашивается сравнение с московским “ЦУМом”. Колоссальный контраст!
В плане новогодних украшений приятно удивил Гомель. Из всех посещенных городов Гомель порадовал не банальными инсталляциями, грамотно размещенной подсветкой. Такого оформления не было даже в Минске, который запомнился лишь центральной елкой на октябрьской площади, которая по некоторым данным вошла в топ-10 елок Европы. В целом же Минск можно сравнить с Москвой в миниатюре. Современный мегаполис, который отстраивался преимущественно после второй мировой войны. Достаточно удобный в плане транспорта и прогулок.
Витебск стал первым городом автопробега. И это один из немногих городов Беларуси, где частично восстановлен старый город. Эта часть хоть и небольшая, но очень приятная для прогулок и знакомства с архитектурой.Посетив центральный рынок Витебска, выявили огромный ассортимент мяса, птицы и молочной продукции. И полное отсутствие рыбы.
Полоцк — древнейший город Беларуси — совсем небольшой провинциальный городок, сохранивший дух уездных дореволюционных городков Российской Империи. Жизнь здесь кажется совсем замерла. Однако центр радует сохранившейся старой застройкой и очень приличными послевоенными домами. Ныне Полоцк известен как город, в котором появилось первое высшее учебное заведение на территории современной Беларуси. В 1580 году по указу польского короля Стефана Батория в Полоцке был основан Полоцкий иезуитский коллегиум. Сейчас в здании коллегиума располагаются факультеты Полоцкого государственного университета, а также крупнейшая в Беларуси художественная галерея.
Почти в 100 км от Минска находится, пожалуй, самая большая достопримечательность страны — Несвижский замок, являющийся памятником архитектуры XVI—XVIII веков. Замок заложен князем Радзивиллом Сироткой в 1583 году и в XVI—XX вв — являлся резиденций князей Радзивиллов.
Территория включает в себя собственно замок, замковые укрепления, а также большой ландшафтно-пейзажный парк. По убранству интерьеров замок можно сравнивать даже с царскосельским екатерининским дворцом, но конечно, с поправкой на масштаб и разницу в статусе. В помещениях замка действует прекрасный музей, дающий представление о жизни и быте князей.
В 30 км от Несвижа есть еще один интересный объект — Мирский замок. Архитектурный комплекс включает в себя замок XVI—XX веков, валы XVII—XVIII веков, пруд 1896—1898 годов, часовню-усыпальницу Святополк-Мирских с домом сторожа и воротами, пейзажный и регулярный парки, дом управляющего.
Построенный в начале XVI в. магнатом Ильиничем замок стал первым частнособственническим замком на землях Белоруссии. Замком владели Радзивиллы, затем Витгенштейны. Последними владельцами замка были Святополк-Мирские, после чего замок стал государственной собственностью. Мирский замок является самым восточным готическим сооружением. Мирский замок для своего времени был мощным военным сооружением, где были применены почти все известные элементы средневековой фортификации и были воплощены местные традиции замкового зодчества.
Сейчас замок прошел реставрацию и работает как музей. Причем музей не особо привязан к самому замку. Скорее, это музей средневековья.
Вообще радует, что на территории Беларуси существуют так называемые, пятилетние программы по восстановлению и реставрации исторических памятников. На территории республики их не так и много, но видно, что руководство страны понимает важность такой работы для привлечения туристов и сохранения исторического наследия.
Одной из самых интересных целей нашей поездки был завод производителей карьерных самосвалов “Белаз”, расположенный в Жодино. Здесь можно познакомиться с музеем и историей завода, побывать в цехах, где кипит работа по изготовлению запчастей и сборке гигантов. В целом завод производит очень положительное впечатление.
Да, это это суперсовременные европейские производства. Но снова пришло ощущение того, что так могли бы выглядеть многие заводы СССР, если бы он существовал. Площадь завода эквивалентна 100 футбольным полям. По территории ходит внутренний транспорт.
Сейчас завод ставит рекорд за рекордом: объемы ежегодного производства, самый большой в мире самосвал Белаз 7571 (грузоподъемностью 450 тонн). Примечательно, что заводчане готовы еще увеличивать грузоподъемность, но в мире попросту нет шин для таких сверхтяжелых машин. В ближайших перспективах завода создание единой экосистемы для всей продукции.
Другими словами, все, что происходит с машинами, режимы эксплуатации, поломки завод будет видеть постоянно в режиме реального времени. Еще одна недалекая перспектива — внедрение автопилота. Требования транспорта для работы в карьере куда проще, чем на дорогах общего пользования, поэтому нужно полагать Белазы скоро начнут работать сами.
Помимо самих самосвалов завод выпускает и различную спецтехнику: аэродромные тягачи, фронтальные погрузчики, тяжеловозы. Все желающие могут забраться и прокатиться по заводскому полигону на таких гигантах.
Одним из приятных открытий стал город Гомель. Центр сочетает очень красивую застройку в стиле “сталинского ампира” и нескольких дореволюционных кварталов в стилистике дворцов Петербурга. Основным культурным центром притяжения города является дворцово-парковый ансамбль — памятник природы и памятник архитектуры Гомеля 2-й половины XVIII — середины XIX веков, который протянулся на 800 м вдоль правого берега реки Сож. Во дворце Румянцевых-Паскевичей также находится музей. Да, посвящен он скорее краеведению и даже современному искусству, но в целом оставляет вполне интересные воспоминания.
А вот с посещением Могилева случился конфуз. Накануне была сильная метель и снег не прекращался на протяжении всего нашего пребывания. Нам удалось достаточно быстро пробежаться по центральной пешеходной улице, и все внимание уходило на преодоление сугробов. При этом по заснеженным дорогам передвигаться все же лучше на внедорожнике Haval.
Отношение белорусов к россиянам теплое, братское и дружеское. Общий уровень цен в стране ожидаемо ниже российских. На прилавках продуктовых магазинов представлены недорогие и очень качественные мясные продукты, и деликатесы, молочная продукция и конечно во всех проявлениях картошка и блюда из нее. Драников со сметаной здесь можно наестся на несколько лет вперед точно! Даже попробовали в одном заведении дранбургер — это гамбургер с салом, котлетой, овощами, но вместо булки используются драники. Очень вкусное получилось блюдо!
Привыкание к белорусским рублям прошло достаточно быстро. Округленно все цены нужно было умножать на 32. Прямо как когда-то мы умножали стоимость в долларах. Карты оплаты принимают практически везде, однако бесконтактной технологией обзавелись только крупные супермаркеты. Часто было просто неловко, когда к терминалу подносишь телефон с NFC, а кассир или продавец не понимает твоих действий. Дорога до Москвы не принесла никаких сюрпризов — Haval H9 доставил до всех запланированных точек назначения.
«Back in USSR: путешествие в Белоруссию на Haval H9»