Skip to content Skip to footer

Дизельгейт: разбираемся, что произошло с Volkswagen

Дизельгейт: разбираемся, что произошло с Volkswagen

Скандал, разразившийся вокруг концерна Volkswagen и его 2-литровых турбодизельных двигателей, стал крупнейшим в истории мирового автопрома за последние, пожалуй, лет сто. В конце прошлой недели Американское агентство по защите окружающей среды (EPA) опубликовало уведомление о нарушении концерном Volkswagen AG, его американской «дочкой» Volkswagen of America и Audi AG Закона о чистом воздухе. В ходе совместного расследования EPA и калифорнийского Совета по воздушным ресурсам выяснилось (CARB), что блоки управления в 2-литровых турбодизелях TDI, которые в США ставились на ряд моделей Volkswagen и Audi были оснащены скрытым программным обеспечением. Оно понимало, когда двигатель испытывают на стенде или лаборатории и включало «очистку» выхлопных газов на полную мощность. В обычных же условиях эксплуатации вредные выбросы превышали допустимые в 10-40 раз. Над концерном повисла угроза штрафа в размере 37,5 тысяч долларов за каждый проданный автомобиль, с учетом того, что под отзыв попало почти 500 тыс. машин, общая сумма штрафа может составить более 18 млрд долларов.

На самом деле, история с программным обеспечением 2-литровых турбодизелей EA189 началась не с заявления EPA в минувшую пятницу, а более года назад. В мае 2014 года Центр альтернативных видов топлива, двигателей и исследований вредных выбросов при университете Западной Вирджинии протестировал Volkswagen Jetta 2012 года и Volkswagen Passat 2013 года. В тестах также участвовал BMW X5, который без проблем прошел испытания. А вот модели Volkswagen показали высокий уровень выбросов. Свои выводы Центр направил в EPA и CARB.

Летом 2014 года после появившихся вопросов Volkswagen уведомил EPA и CARB, что их 2-литровые турбодизели полностью соответствуют требованиям, а повышенные выбросы вызваны «различными техническими вопросами и эксплуатацией в редко возникающих ситуациях».

В декабре 2014 года Volkswagen объявляет о добровольном отзыве в Северной Америке около 500 тысяч автомобилей с 2-литровыми турбодизелями, чтобы решить вопрос с вредными выбросами. По отзыв попали 482 тысячи Volkswagen Jetta, Volkswagen Beetle Volkswagen Golf, Volkswagen Passat и Audi A3 2008-2015 годов выпуска.

В начале мая этого года CARB в координации с EPA проводит дополнительные тесты автомобилей с турбодизелями EA189. Причем тесты проводятся как на стендах, так и в реальных условиях эксплуатации. В итоге в Совете приходят в шок – выбросы вредных веществ в атмосферу при езде по дорогам превышают нормы в 10-40 раз, а на стенде дизель показывает не просто удовлетворительные результаты, а вписывается в нормы с большим запасом. Ни одно из технических разъяснений Volkswagen так и не объяснило такую разницу в показателях.

Летом этого года EPA и CARB заявили, что не сертифицируют модели 2016 модельного года пока не получат внятных объяснений и гарантий того, что обновленные машины не будут иметь тех же проблем с выбросами.

3 сентября на встрече с американскими чиновниками представители Volkswagen признались в том, что использовали измененное программное обеспечение, которое на стендовых и сертификационных испытаниях делало двигатели экологичнее.

Наконец, 18 сентября EPA обнародовало результаты расследования, заявив, что Volkswagen AG нарушил сразу две части Закона о чистом воздухе: продавал, не соответствующие выданным сертификатам транспортные средства и внес изменения в блок управления двигателем, чтобы на тестах и испытаниях он соответствовал существующим требованиям.

Дизельгейт: разбираемся, что произошло с Volkswagen

Глава Volkswaen AG Мартин Винтеркорн признал факт жульничества с блоками управления 2-литровых турбодизелей. Но пока не желает отвечать ни на один из поставленных перед ним вопросом по данной проблеме

Собственно с этого заявления EPA и начался «Дизельгейт». Глава концерна Мартин Винтеркорн поспешил извиниться перед покупателями и пообещать плотное сотрудничество с американскими органами. Руководитель североамериканского отделения Volkswagen был более откровенен в выражениях. «Наша компания была нечестной. Мы обоср…лись по полной. Мы должны как можно быстрее устранить недостатки и не допустить подобного в будущем», — заявил глава Volkswagen of America Майкл Хорн. Уже в понедельник, 21 сентября Минюст США возбудил против Volkswagen AG уголовное дело. Акции концерна Volkswagen AG обвалились более чем на 20%, концерн меньше чем за день подешевел на 16 млрд евро.

Во вторник 22 сентября Volkswagen AG выпустил заявление в котором сообщил, что по всему миру под возможный отзыв из-за вредноносного софта может попасть более 11 млн автомобилей с турбодизелями EA189. Убытки из-за этого только в третьем квартале 2015 года могут составить 6,5 млрд евро. Европейская пресса поспешила отправить Мартина Винтеркорна в отставку, хотя экстренное заседание правления состоится только в пятницу 25 сентября 2015 года. Франция потребовала провести расследование на европейском рынке — такое рвение понятно, основными конкурентами Volkswagen в Старом Свете являются автопроизводители из этой страны. Штрафами пригрозила и Южная Корея Акции Volkswagen AG продолжали дешеветь на бирже. Мартин Винтеркорн выпустил обращение, в котором заявил, что «к этому моменту у меня нет ответов на все вопросы».

Проблема для Volkswagen масштабна и пока неизвестно к каким последствиям она приведет. В США Volkswagen рекламировал свои турбодизели как «чистые» (clean diesel), а их стоимость была примерно на 1000 долларов выше аналогичных по характеристикам бензиновых версий. Частных исков не избежать – американские владельцы уже готовятся идти в суд с требованием выплатить им компенсации. Предсказать сколько Volkswagen AG заплатит владельцам автомобилей только в США не берется предсказывать никто. А ведь есть еще европейский рынок – Volkswagen заверил, что на других силовых агрегатах вредоносное программное обеспечение не влияет на выбросы, как и на новых моторах стандарта Евро-6. Но ведь измененный блок управления ставился на EA189 несколько лет подряд, а, как известно, в Старом Свете, турбодизели куда популярнее бензиновых автомобилей. Скандал должен задеть и Россию, хотя у нас доля автомобилей с такими двигателями не превышает 3% от общего объема продаж Volkswagen.

Для Volkswagen AG эта история означает и то, что по крайней мере в этом году он не станет автопроизводителем номер один в мире. Итоги первого полугодия показали, что все шансы у VAG обойти Toyota есть, но на долю дизельных модификаций Audi, Skoda, Seat, Volkswagen приходится слишком большой объем продаж.

Дизельгейт: разбираемся, что произошло с Volkswagen

Любители теорий заговора считают, что руку к "Дизельгейту" приложил сам Фердинанд Пиех, патриарх концерна Volkswagen AG со скандалом ушедший со своих постов весной этого года

Любопытно и другое: весной этого года пост председателя Наблюдательного совета концерна, высшего руководящего органа Volkswagen AG, покинул Фердинанд Пиех, который более 20 лет занимал различные руководящие посты в Volkswagen. Покинул после скандала – он настаивал на том, что Мартин Винтеркорн, который и стал его преемником, не готов управлять такой махиной как Volkswagen AG. Он даже попытался сместить Винтеркорна с поста генерального директора концерна, но не был поддержан другими членами Наблюдательного совета. В итоге, дабы избежать встречных требований он подал в добровольную отставку. Произошло это в конце апреля, а свои тесты CARB, напомним, провел в начале мая. Любители теорий заговора довольны и уже потирают руки. По данным СМИ после официального объявления об отставке Винтеркорна в эту пятницу, его место займет Маттиас Мюллер. Он начал свою карьеру в Audi в 1977 году с должности ученика слесаря-инструментальщика, поднялся по карьерной лестнице до менеджера по Audi A3, а потом и вовсе возглавил марку. Сегодня он занимает пост руководителя Porsche. Впрочем, пресс-служба Volkswagen называет эти слухи «полной глупостью».

В любом случае, мы находимся только в самом начале развития «Дизельгейта». Что ждет концерн в ближайшее время? Следите за новостями на Carexpo.ru

«Дизельгейт: разбираемся, что произошло с Volkswagen»

Leave a comment

0/5