К окончанию января 2025 года российский автопром вновь начал показывать рост, однако этот положительный тренд может оказаться временным. Специалисты предсказывают, что уже в феврале возможен спад интереса к автомобилям. Ждать ли скидок от дилеров?
2025 год может стать трудным для продаж автомобилей. Непредсказуемость ситуации столь велика, что эксперты, опрошенные Autonews.ru, затрудняются с конкретными прогнозами. Тем не менее, все согласны в одном: снижение цен на автомобили маловероятно, так как для этого нет оснований.
В 2024 году в России было продано почти вдвое больше новых легковых, чем годом ранее — согласно аналитикам «Автостата», реализации составили 1 571 272 автомобиля, что на 48,4% больше, чем в 2023 году. В третьей неделе января (с 13 по 19 число) было реализовано 21,7 тыс. машин, что на 13% выше, чем в аналогичный период прошлого года.
Между тем, дилеры отмечают, что у них осталось множество нереализованных автомобилей. Глава ГК «Автодом» Андрей Ольховский сообщил, что оставшиеся запасы хватит еще минимум на четыре месяца из-за отсутствия реакции на снижение спроса в декабре.
Эксперты осторожно предполагают, что рост интереса к автомобилям может вскоре замедлиться и даже обернуться снижением. Алексей Подщеколдин, глава РОАД, указал на вероятность банкротств среди ряда ритейлеров весной 2025 года. Почти 60% из 4 тыс. дилеров в 2024 году завершили год с убытками. Кредитные ресурсы, используемые для ведения бизнеса, при марже 1,5–2% делают положение невыгодным.
Некоторые ритейлеры смогут продержаться несколько месяцев, кто-то — до полугода. Банкротства ожидаются в марте-апреле. Заместитель гендиректора АГ «Авилон» Ренат Тюктеев считает, что проблемы обусловлены избытком машин, сильной конкуренцией и высокими финансовыми расходами. Малые дилеры испытывают наибольшие трудности, в то время как крупные холдинги стоят на более прочной почве.
По расчетам Тюктеева, в 2025 году спрос на новые легковые автомобили сократится на 20–25% из-за увеличения утилизационного сбора и повышения ключевой ставки, что приведет к росту цен и ухудшению условий кредитования. Анастасия Байбароша из ГК «Альфа-Лизинг» считает, что серьезные сложности ждут рынок ближе к концу года, особенно в дилерском сегменте, который столкнется с невозможностью привлекать заемные средства при высокой ключевой ставке.