Премьер Дмитрий Медведев поручил Минфину, властям Москвы и Московской области подготовить предложения по изменению законодательства, цель которых — усилить контроль за парковкой. Господин Медведев предлагает передать субъектам федерации "полномочия по контролю соблюдений правил остановки и стоянки с возможностью взимания административного штрафа". Кроме того, согласно премьерскому поручению, в ПДД должны быть внесены поправки "с целью определения различных условий пользования платной парковкой для различных категорий граждан", пишет газета «КоммерсантЪ».
Инициатором выступила Москва. Парковка является одной из острейших городских проблем: машины забивают улицы, что провоцирует пробки. С приходом Сергея Собянина деятельность по решению проблемы разделилась на два направления: введение платы за стоянку (пилотный проект был запущен в Тверском районе) и ужесточение борьбы с нарушителями, которые бросают машины в запрещенных местах. Москва пролоббировала поправки к КоАПу, вступившие в силу в июле 2012 года (штрафы выросли до 3 тыс. руб.).
При этом в московском правительстве считают, что санкции применяются недостаточно эффективно, поскольку рассмотрением дел о нарушениях ПДД занимается только ГИБДД. Был подготовлен проект поправок к КоАПу о передаче полномочий по администрированию штрафов в городские структуры.
"Отсутствие штата сотрудников ГИБДД, адекватного масштабам таких правонарушений на территории Москвы и Санкт-Петербурга, недостаточность технической оснащенности и финансирования приводят к неудовлетворительной реализации норм административного законодательства",— сказано в пояснительной записке к законопроекту. В рамках этих же изменений Москва хочет самостоятельно вести дела о неуплате штрафов (ст. 20.25 КоАПа). Скорее всего, этот документ и станет базовым в рамках поручения Дмитрия Медведева.
"С содержанием поручения мы ознакомились. Законопроекта, подготовленного правительством Москвы, пока не видели, и оценивать его сложно,— рассказали изданию в ГИБДД РФ.— Прецедентов по передаче подобных полномочий с федерального на региональный уровень пока не было".
Интересно, что по сообщению префектуры ЦАО Москвы, платными парковками в центре столицы за два месяца воспользовалось 53 тыс. водителей. Проведено 66 тысячи 392 парковочных сессии, из них с SMS-оплатой оформлено 42 тысячи 175 сессий, это 64%, с использованием паркомата — 26 тысяч сессий — 32%. Мобильные приложения при оплате были задействованы 1 907 раз — 3%. Через личный кабинет плату внесли 718 автомобилистов — 1%. Общая сумма, перечисленная гражданами за платный паркинг, составила 7 239 718 рублей, из которых около 4 миллиона оплачено с использованием SMS и мобильных приложений. 2 миллиона в городской бюджет поступили после оплаты банковской картой. Парковочных карт было приобретено на сумму 1 235 000 рублей. В настоящее время Департаментом экономической политики и развития города Москвы разрабатывается схема использования денежных средств, поступающих от сборов за платные услуги паркования, в частности — передаче их в управы районов для дополнительного финансирования работ по благоустройству дворов, подъездов и общественных территорий сверх лимитов, выделенных из городского бюджета.
«Таким образом в систему организации платного паркинга в центре Москвы закладывается дополнительный смысл — соблюдение баланса интересов жителей и гостей Центрального округа из числа автомобилистов, — считает префект ЦАО Виктор Фуер, — Новый порядок парковки помимо разгрузки дорожного трафика позволит за счет полученных средств увеличить комфорт проживания горожан, провести дополнительное благоустройство и внеплановый ремонт объектов по предложениям граждан».
"Премьер хочет использовать западный опыт в вопросе регулирования парковок,— считает лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.— В Европе правила контролирует муниципальная полиция. Для ГИБДД в России контроль парковки не основная деятельность, от которой ведомство с облегчением избавится".
Тем не менее господин Похмелкин отметил, что к инициативе надо относиться "осторожно", поскольку власти могут предпринять попытку наделить регионы и правами по определению штрафов за нарушение ПДД. Вероятность того, что Москва в этом случае сразу ужесточит действующие санкции, крайне высока. В частности, уже сегодня Мосгордума рассмотрит в первом чтении законопроект, который вводит новые наказания для столичных водителей в рамках столичного КоАПа: за стоянку на детской площадке будет введен штраф 3-5 тыс. руб., за стоянку на газоне — 3-4 тыс. руб., за парковку во дворе с созданием помех уборочной технике или вывозу мусора — 3-5 тыс. руб. Часть этих нарушений будут фиксировать мобильные камеры, отсылающие штрафы в автоматическом режиме.
"Учитывая, что указанные правонарушения носят массовый характер, принятие законопроекта позволит существенно увеличить количество вынесенных постановлений о назначении административного наказания и, соответственно, суммы административных штрафов, поступающих в бюджет Москвы, а также повысит превентивную роль административного наказания",— сказано в пояснительной записке к документу.
«Гаишники не будут штрафовать за парковку»