Skip to content Skip to footer

«Наша версия»: жадность китайцев разоряет российский авторынок

Имея опыт работы с китайскими партнерами, многие знают особенности ведения бизнеса «по-китайски». Поэтому, когда начался «восточный поворот» и массовый приход китайских компаний в Россию, оптимизм испытывали, пожалуй, лишь те, кто наивно верил в братские отношения с новыми игроками. Но что оставалось делать, когда европейские и американские компании покинули страну?

Возможно, самым разумным решением было установить четкие правила для китайских компаний: мы предоставляем вам возможность работать и зарабатывать, но с определенными условиями, за нарушение которых будут применяться штрафы и ограничения. Но этого не произошло, отмечает «Наше время».

Первые признаки проблем появились осенью 2022 года. «Ведомости» сообщили, ссылаясь на Алексея Подщеколдина из «БН-Моторс», что продажа китайских автомобилей оказалась невыгодной для российских дилеров. Изначально китайские производители обещали «достаточно низкие» цены, что побудило дилеров подписать контракты. Однако впоследствии цены были увеличены.

Новые партнеры также выдвинули дополнительные требования. Крупные китайские автоконцерны начали разделять свои бренды, создавая множество отдельных марок. Вместо того чтобы продавать все модели, например, Chery в одном салоне, они стали требовать открытия отдельных салонов для премиального Exeed, бюджетного Omoda и так далее, за счет дилеров. Попытки объяснить, что переоборудование салона может стоить до 40 миллионов рублей, которые окупятся лишь через 4-5 лет, а контракт с китайским партнером заключается всего на год, не принесли результата. В отличие от ушедших западных брендов, заключавших договоры на пять лет, годовые контракты оставили российских дилеров в подвешенном состоянии.

Таким образом, всего за два года китайские автопроизводители заняли доминирующее положение на российском рынке. Их доля выросла с менее чем 10% в 2021 году до 60% к концу 2023 года, что привело к увеличению доходов с 1,5 миллиарда долларов до 11,6 миллиарда.

На складах дилеров может оставаться до 300 000 непроданных китайских автомобилей. Это вынуждает дилеров предлагать значительные скидки, достигающие 1,6 миллиона рублей. Однако даже это не гарантирует успеха, поскольку продажи упали почти в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом.