Автомобильный рынок России продолжает испытывать спад, вызывая беспокойство у всех участников отрасли. Потребители часто возлагают вину за высокие цены на автопроизводителей и дилерские центры, однако реальность гораздо сложнее. Алексей Подщеколдин, руководитель Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), поделился своим мнением в интервью «Газете.Ru».
В марте 2025 года наблюдалось значительное снижение продаж: легковые автомобили потеряли 46% по сравнению с прошлым годом, грузовики — 57%, а автобусы — 62%. Это напоминает ситуацию 2022 года, когда уход иностранных автоконцернов привел к обвалу рынка. Но сейчас иностранные компании не уходят, а наоборот, появляются новые китайские и совместные предприятия.
Причины падения связаны не только с уходом компаний из недружественных стран, но и с макроэкономической ситуацией. Ключевая ставка Центрального банка в 21% делает инвестиции в автопроизводство нерентабельными. Кредитные и лизинговые программы практически недоступны. Волатильность рубля, рост стоимости международных транзакций, неудача программы утилизации и неадекватный рост цен на фоне стагнирующих доходов населения усугубляют ситуацию, сообщает «Газета.Ru» со ссылкой на эксперта.
Надежды на временный уход иностранных брендов не оправдались. Рынок заполнили китайские автомобили, но это не спасло его от падения. Даже вторичный сегмент сократился на 7,5%.
Если ситуация не изменится, к концу года совокупное сокращение авторынка может достичь 30%. Потери в денежном выражении могут составить до 6 триллионов рублей, а недополученные налоги — не менее 1,5 триллиона рублей, отметил Алексей Подщеколдин.
Для стабилизации ситуации необходим рост рынка новых автомобилей до 2–3 миллионов в год, что позволит обновить устаревший автопарк. Более 70% автомобилей в России старше 10 лет, а 40% — старше 15, сообщил глава РОАД.
Российские автозаводы способны производить около 1,2 миллиона машин в год. Без расширения рынка инвесторы не будут вкладывать средства в отечественный автопром. Уровень автомобилизации в России остается низким — 360 машин на 1000 человек, в то время как в развитых странах этот показатель вдвое выше. Потенциал для роста есть, но он требует государственной поддержки, заявил Алексей Подщеколдин.
Нужна новая стратегия, учитывающая интересы всех типов автомобилей. Необходимо создать нормативную базу, гарантирующую обслуживание и поставку запчастей минимум на 5 лет.
Также необходимо защитить интересы дилеров и покупателей, обеспечить доступ к диагностическим системам, локализовать серверы на территории России и определить ответственность автопроизводителей. Следует постепенно переходить к CKD-сборке с возвратом утильсбора и полным освобождением от него при использовании отечественных компонентов.
Стабильность рубля и доступное кредитование (10–12% годовых) также необходимы. Только при системной политике можно вернуть российскому авторынку устойчивость и привлекательность для инвесторов, заключил эксперт.