В апреле текущего года российский рынок легковых автомобилей зафиксировал заметный спад продаж. По информации, предоставленной аналитическим агентством «Автостат», в течение первой недели месяца было продано 24,4 тысячи новых машин, что на 36% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Неделей позже объемы реализации снизились до 19,4 тысяч единиц, демонстрируя падение на 33%. К концу месяца негативная динамика несколько замедлилась: в течение третьей недели было реализовано 22,2 тысячи авто (-26%), а в течение четвертой – 23,7 тысячи (-29%).
По оценкам аналитиков, суммарный объем продаж в апреле составит приблизительно 100 тысяч автомобилей, что в 1,5 раза ниже показателей, предшествовавших пандемии. Участники рынка объясняют снижение потребительского спроса сохраняющейся высокой ключевой ставкой. В начале апреля ставка незначительно снижалась, однако затем вновь начала расти. Эксперты сходятся во мнении, что высокая стоимость кредитов стала ключевым фактором кризиса.
На динамику авторынка также оказывают значительное влияние валютные колебания, геополитическая обстановка и правительственные меры поддержки. Относительная стабильность курса рубля помогает сдерживать рост цен на автомобили. Производители стремятся компенсировать высокую стоимость авто за счет программ субсидирования, осознавая важность доступных кредитных продуктов для стимулирования спроса.
Эксперт Ирина Франк подчеркивает, что высокие процентные ставки вынуждают компании разрабатывать инновационные подходы к привлечению клиентов. Компании предлагают скидки и расширяют программы trade-in. Кроме того, эксперты отмечают временное снижение интереса потребителей к покупке новых автомобилей в ожидании более выгодных условий.
По мнению эксперта Сергея Целикова, некоторые специалисты прогнозируют общее снижение объемов авторынка в 2025 году до 35%. Однако не все разделяют пессимистические взгляды. Многие аналитики и дилеры ожидают улучшения ситуации ближе к лету, и предполагают, что второе полугодие будет более успешным. Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев также ожидает увеличения спроса в летние месяцы.
Текущая ситуация отличается от предыдущих кризисов тем, что спад начался без каких-либо явных внешних факторов, а исключительно из-за экономических причин. По данным различных опросов, большинство потенциальных покупателей считают высокие банковские ставки основной причиной отказа от покупки нового автомобиля. Люди предпочитают накапливать средства, а не брать дорогие автокредиты, сообщает «Автостат».