Skip to content Skip to footer

Перекупщикам во Владивостоке не грозит доплата коммерческого утильсбора

В отличие от других регионов России, Дальневосточное таможенное управление не требует доплаты утилизационного сбора по повышенной ставке с перекупщиков, если транспортное средство было импортировано до 1 августа 2023 года с целью личного использования и затем реализовано в течение года. В других субъектах РФ в подобных ситуациях применяются более высокие ставки, предназначенные для юридических лиц, даже если ввоз машин осуществлен до указанной даты, как сообщает «Газета.ru».

Введение понятия «ввоз для личного пользования» в законодательство произошло в августе 2023 года. Это позволило физическим лицам пользоваться льготной ставкой утилизационного сбора: 3,4 тыс. рублей для новых автомобилей (до 3 лет) и 5,2 тыс. рублей для подержанных (старше 3 лет). Для юридических лиц ставки значительно выше, например, более 660 тыс. рублей за автомобиль с двигателем до 2 литров.

Однако, если физическое лицо перепродаёт автомобиль в течение года, таможенная служба расценивает это как коммерческую деятельность и требует доплату сбора. В большинстве регионов данная практика распространяется и на автомобили, ввезённые до августа 2023 года. В Приморье же подчеркнули, что новое правило применяется только к автомобилям, импортированным после этой даты.

В других регионах зафиксированы случаи взыскания значительных сумм. Например, в Брянской области с гражданина взыскали более 5 млн рублей за 16 автомобилей, ввезённых из Казахстана и проданных. В Воронежской области — около 2 млн рублей за четыре автомобиля, которые не были поставлены на учет, а сразу перепроданы.

По мнению Яна Хайцеэра из НАС, проблема носит масштабный характер, а начисление «коммерческого» утилизационного сбора началось задним числом, еще до официального закрепления термина в законе. Он считает это юридически сомнительным и указывает на то, что автомобили на Дальнем Востоке являются источником дохода для населения, что объясняет более лояльное отношение таможни.

ФТС утверждает, что применение закона не зависит от региона, а разъяснения Дальневосточного таможенного управления носят информационный характер и не являются нормативными актами. Однако на практике подходы к интерпретации закона существенно различаются.

Эксперты считают, что проблема заключается в нечеткости формулировок. Сотрудники таможни самостоятельно определяют, была ли машина ввезена для личного пользования или для коммерческих целей, и в случае сомнений начисляют повышенные ставки. Главный редактор «За рулем» Максим Кадаков отмечает, что пока закон допускает двоякое толкование, региональные различия будут сохраняться.