Skip to content Skip to footer

В РФ началось обсуждение запрета на прямые продажи авто от производителей

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой ввести запрет на прямые продажи автомобилей автопроизводителями, в обход дилерской сети. Согласно информации, опубликованной изданием «Ведомости», соответствующее обращение, с подписью президента РОАД Алексея Подщеколдина, было направлено в ФАС 29 мая.

Основная идея обращения заключается в предложении исключить положение о развитии прямых онлайн-продаж автомобилей производителями и дистрибьюторами из проекта национального плана развития конкуренции на период с 2026 по 2030 годы. Текущая версия документа предполагает, что к концу 2026 года не менее 5% новых автомобилей будут продаваться напрямую от заводов через онлайн-платформы. Однако дилеры утверждают, что такая схема нарушает принципы справедливой конкуренции.

В письме подчеркивается, что участники автомобильного рынка выражают опасения относительно ущемления их интересов в результате прямых продаж. Представители РОАД полагают, что автодилеры могут столкнуться с навязыванием невыгодных условий и утратой контроля над процессом реализации автомобилей. Кроме того, организация считает, что ограничение онлайн-продаж со стороны производителей поможет защитить потребителей и обеспечить равные возможности для всех игроков рынка.

В настоящее время АвтоВАЗ активно использует подобную схему. С 2023 года компания реализовала более 6,5 тысяч автомобилей напрямую через онлайн-витрину, предлагая их по рекомендованной розничной цене без дилерской наценки. Аналогичная модель применяется брендами Tank, Ora и Wey, предоставляющими возможность приобретения автомобилей через мобильное приложение GWM Store.

Наряду с этим, на рынке растет популярность маркетплейсов, через которые также можно заказать автомобиль. В некоторых случаях сделка формально проводится через дилера, но взаимодействие с клиентом осуществляется непосредственно через цифровые платформы.

РОАД настаивает на полном исключении прямых продаж, как в онлайн-формате, так и по другим каналам. В противном случае дилеры опасаются утраты своей роли в процессе продаж и изменения баланса сил на рынке в пользу крупных автопроизводителей.