С 1 сентября этого года вступает в силу новый Госстандарт, который касается автомобилей, на которых обучаются ученики автошкол. Такие же требования будут предъявляться и к автомобилям, на которых принимаются практические экзамены, пишет «Российская газета».
В частности, все автомобили, которые оборудованы средствами аудио- видеофиксации будут должны иметь звуковую или световую сигнализацию срабатывания дублирующих педалей. Но самое главное – воздействие на основные педали не должно передаваться на дублирующие, которые находятся под ногами инструктора или инспектора, принимающего экзамены.
Таких автомобилей в России попросту нет – все они имеют жестко связанный механизм педалей ученика и инструктора. Представители автошкол уже забили тревогу – в стране зарегистрировано около 50 тыс. автомобилей и все они не соответствуют вступающему в силу ГОСТу. Впрочем, эксперты находятся в растерянности – данный Госстандарт носит рекомендательный характер.
Напомним, что ранее министерство образования опубликовало проект приказа «Об утверждении Примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». Именно он будет регулировать подготовку водителей перед сдачей экзаменов в ГИБДД.
Все обучение будет разбито на три цикла: «Базовый», «Специальный» и «Профессиональный». Первый будет включать в себя учебные предметы по основам законодательства в сфере дорожного движения, психофизиологические основы деятельности водителя, основы управления транспортным средством, основы перевозок и первая помощь. Он будет общим для всех категорий и подкатегорий водительских прав. Таким образом, уже имеющему, например, водительскую категорию В не нужно будет заново проходить данный курс для подготовки к сдаче экзаменов на категорию А. Специальный цикл включает в себя курсы по устройству транспортного средства, основы управления транспортным средством и, собственно, вождение транспортного средства. Третий цикл ориентирован на профессиональных водителей и включает в себя учебные предметы «Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом» и «Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом».
Впервые в курсы подготовки водителей введены такие предметы как «Этические основы деятельности водителя», «Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов», а даже «Психологический практимум». Будущим водителям расскажут о «влиянии рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя», о том, что такое «ложное чувство безопасности» и тому подобное. В общем и целом продолжительность подготовки водителей вырастет более чем на треть, что отразится на стоимости обучения. В настоящее время проект приказа проходит общественную экспертизу после чего будет утвержден.
Напомним, что ранее вступили в силу новые правила сдачи экзаменов на управление транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений. Они серьезно ужесточают как подготовку к сдаче экзаменов, так и саму процедуру.
Полностью исключается возможность самостоятельной подготовки к сдачи экзаменов – теперь ее можно пройти исключительно в лицензированных образовательных учреждениях. Как и раньше экзамен будет состоять из трех частей – теоретической и двух практических (площадка и город). Однако, они будут разделены, что позволит установить на каждый из этапов отдельную госпошлину. По мнению МВД эта мера будет финансово стимулировать кандидатов в водители более качественно готовиться к экзаменам.
Теоретическая часть экзамена будет сдаваться исключительно на компьютерах и в автоматическом режиме. Следующий этап – экзамен на первоначальные навыки управления транспортным средством (он сдается на закрытой площадке). В случае успешной сдачи первых двух экзаменов, кандидату выдается экзаменационный лист, и он допускается к экзамену на по вождению в условиях дорожного движения. Интересно, что первые два экзамена, в случае неудачи, можно проходить бесконечно много с перерывами в 7 дней, а вот решающий только три раза. В случае трех провалов, кандидат имеет право подать заявление на сдачу экзамена по вождению в городе только через 30 дней с момента неудачной попытки. При этом, положительные оценки первых двух этапов действуют 12 месяцев (сегодня – всего три месяца).
Сдавать экзамены можно как на автомобилях автошкол, так и Госавтоинспекции, а также на автомобиле, который предоставляет кандидат в водители. Законопроектом предусматривается возможность сдачи экзаменов как на транспортных средствах с механической трансмиссией, так и с автоматической трансмиссией. При этом лицам, изъявившим желание и сдавшим квалификационные экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, будет предоставлено право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.
«Сдача экзаменов серьезно подорожает»