К 2026 году российский рынок новых легковых машин, по мнению аналитиков «Технологий Доверия», может вернуться к показателям относительно успешного 2024 года. Однако, несмотря на это, до рекордных объемов десятилетней давности, когда продажи были почти в два раза выше, еще далеко, сообщает «Коммерсант».
Восстановление автомобильной отрасли, как считают эксперты, во многом зависит от снижения ключевой ставки и реализации отложенного потребительского спроса. Именно эти факторы должны подстегнуть рост продаж в ближайшие пару лет. Согласно базовому сценарию «ТеДо», к 2026 году объем продаж составит 1,57 миллиона автомобилей, что соответствует уровню 2024 года. В случае менее благоприятных условий, достижение этих показателей может затянуться до 2028 года.
По прогнозам «ТеДо», в текущем году российский рынок новых легковых автомобилей может сократиться до 1,46 миллиона единиц, а в худшем случае — до 1,27 миллиона. Это обусловлено не только экономической ситуацией, но и уменьшением доступности кредитов, перенасыщением складов и общей нестабильностью.
Аналитики видят достижение объема продаж в 2 миллиона машин в год к 2030 году как вполне реальную цель. Вернуться к «золотому» уровню 2014 года, когда было продано почти три миллиона автомобилей, в ближайшем будущем не представляется возможным. Однако эксперты сохраняют оптимизм относительно постепенного восстановления рынка.
Автосалоны также рассчитывают на восстановление. По мнению Андрея Терлюкевича, гендиректора ГК «АвтоСпецЦентр», при ключевой ставке в 17–18% рынок может начать оживать уже к 2026 году. Ренат Тюктеев из «Авилона» уверен, что спрос резко возрастет при восстановлении автокредитования и лизинга, для чего необходимо снижение ставки до уровня 2023 года (12–14%). Аналогичной позиции придерживаются и в «Газпромбанк Автолизинг».
Николай Иванов, директор по новым автомобилям компании «Рольф», более осторожен в своих прогнозах. Он считает, что повторение результатов 2024 года (около 1,6 млн автомобилей) возможно не ранее 2027 года. По его мнению, в 2026 году рынок может достигнуть максимум 1,4 миллиона автомобилей. Он отмечает, что покупка автомобиля часто является эмоциональным решением, которое легче принять в условиях экономической и геополитической стабильности.
Среди других факторов, сдерживающих рост, — курс рубля, инфляция и замедление обновления модельного ряда. В то же время локализация производства китайских автомобилей может стать стимулом для роста, поскольку государство сможет предложить больше программ поддержки покупателям.
Однако китайские бренды пока не входят в первую десятку по количеству автомобилей в российском автопарке. Лидерами остаются Lada, Toyota, Hyundai, Kia, Nissan, Renault, Volkswagen, Chevrolet, Ford и Mitsubishi. Главный редактор «За рулем» Максим Кадаков прогнозирует скорое появление китайских марок, в частности Chery, в этом списке. Он считает, что успех 2024 года был частично обусловлен изменениями в правилах импорта и повышением ключевой ставки. Тем не менее текущие объемы продаж все еще значительно ниже показателей десятилетней давности.