В начале 2000-х годов в Санкт-Петербурге и его окрестностях было запущено пять автомобилестроительных предприятий. Все они приостановили свою деятельность после 2022 года
Журналист Autonews.ru посетил бывшие заводы Toyota и General Motors (GM), расположенные в индустриальной зоне Шушары, чтобы выяснить, что происходит на этих площадках в настоящее время.
Завод американского концерна GM, открытый в 2008 году на Автозаводской улице в Шушарах, занимался сборкой Opel Astra и внедорожников Chevrolet Blazer. Отсюда на российский рынок поставлялись популярные Chevrolet Cruze, которые до сих пор можно встретить на дорогах. В 2015 году завод был законсервирован из-за ухода бренда Opel из России и сокращения модельного ряда Chevrolet до премиальных моделей, таких как Corvette, Camaro и Tahoe.
В 2021 году предприятие было приобретено компанией Hyundai. Предполагалось, что оно будет использоваться для увеличения производства автомобилей Hyundai и Kia. Однако после начала военной операции на Украине корейская компания заморозила свою деятельность в России.
Площадка долгое время оставалась неиспользованной, несмотря на проектную мощность около 100 тысяч автомобилей в год с возможностью ее увеличения. Во время предыдущего посещения в феврале 2024 года корреспондент Autonews.ru не заметил какой-либо активности на предприятии — рядом стоял лишь заброшенный корпоративный автобус.
Ситуация начала меняться к концу прошлого года, когда стало известно, что на заводе, перешедшем во владение компании «Арт-Финанс», планируется наладить производство автомобилей китайской марки Jaecoo. Этой же компании теперь принадлежат завод Hyundai в промышленной зоне Каменка (Санкт-Петербург) и бывший завод Volkswagen в Калуге.
Во время нынешнего посещения корреспондент Autonews.ru убедился в возобновлении деятельности предприятия. На парковке для сотрудников и рядом со станцией метро «Шушары», граничащей с территорией завода, находилось большое количество автомобилей. Вблизи проходной были замечены сотрудники и уборочная техника, а площадка для хранения машин была заполнена различными моделями новой марки Solaris.
Прямо напротив находится производственный комплекс, ранее принадлежавший Toyota. Здесь производились кроссоверы RAV4 и седаны Camry. Площадка была запущена в 2007 году и к моменту заморозки в 2022 году вышла на производственную мощность в 100 тысяч единиц в год. Корреспондент не заметил никакой активности на его территории.
Что будет дальше с заводом, пока неизвестно. Весной 2023 года российские активы Toyota были проданы ООО «Шушары-Авто» без возможности обратного выкупа. Предприятие передано Aurus, но производство этих машин в Петербурге пока не началось.