Поколенческие различия в потребностях и приоритетах ярко выражены: юное поколение отдает предпочтение технологиям и эстетике, миллениалы стремятся к гармонии, а старшее поколение ценит проверенную надежность. Современный рынок требует глубокой сегментации и индивидуализированного подхода к коммуникациям с учетом возрастных особенностей потребителей, сообщает «Российская газета».
Исследование, проведенное в мае 2025 года компаниями Aquarelle Research и LikePR среди российских автовладельцев, показало, что рациональные критерии по-прежнему играют ключевую роль при выборе автомобиля для всех возрастных групп. Около 80% опрошенных ставят на первое место стоимость автомобиля, за которой следуют комплектация (69%) и расходы на обслуживание (62%).
Однако дальнейшие приоритеты существенно различаются в зависимости от возраста:
Зумеры (18-24 года): ориентированы на дизайн, имидж бренда и передовые технологии. Чаще других выбирают автомобили китайских марок, высоко оценивая цифровые панели, мультимедийные системы и визуальную привлекательность. Для них важна новизна и современность, а «китайцы» воспринимаются как технологичные и актуальные.
Миллениалы (25-45 лет): демонстрируют сбалансированный подход. Стремятся найти оптимальное соотношение цены и оснащения. Активно сравнивают различные бренды и модели, а также предложения от автопроизводителей. Проявляют интерес к китайским автомобилям, но с учетом репутации бренда и качества сервисного обслуживания.
Бумеры (45+ лет): отдают предпочтение проверенным решениям. Для них наиболее важны надежность, стоимость обслуживания и доступность запасных частей. С большей вероятностью доверяют японским, корейским и европейским маркам.

Отношение к китайским брендам также заметно варьируется в зависимости от возраста: положительно оценивают их 65% молодых людей, 42% представителей среднего возраста и только 34% респондентов старше 45 лет. Аналогичная тенденция прослеживается и в готовности приобрести автомобиль китайского производства.
При этом узнаваемость китайских брендов остается относительно невысокой среди всех категорий опрошенных – в среднем 2-3 марки. Лидируют Haval, Chery, Geely, Changan и Omoda. Зумеры чаще других спонтанно называли Changan.
«Различие в восприятии китайских автомобилей между поколениями свидетельствует о серьезной трансформации потребительского мышления. Для зумеров автомобиль является частью их цифровой жизни, а для водителя старше 50 лет – это прежде всего надежное средство передвижения. Брендам необходимо уметь находить общий язык с обеими группами», – отмечает Тимур Алиев, руководитель практики «Автомобильный рынок» агентства LikePR.

«Поколения – это не просто возрастные группы, а разные миры. В таких условиях универсальные решения утрачивают свою эффективность. Брендам необходимо тщательно сегментировать аудиторию и разрабатывать индивидуализированные коммуникационные стратегии, чтобы донести свое сообщение до каждого поколения», – подчеркивает Анастасия Козловская, генеральный директор Aquarelle Research.
В исследовании, проведенном Aquarelle Research совместно с LikePR, приняли участие 1000 автовладельцев из городов с населением более 100 тысяч человек. Выборка была репрезентативной по полу, возрасту и географическому признаку, охватывая как столичные регионы, так и регионы. Участниками стали мужчины и женщины в возрасте от 18 до 65 лет, владеющие автомобилями не старше 2015 года выпуска.