Skip to content Skip to footer

Автовладельцам в РФ опять грозит запрет на автомобили старше 30 лет

Вновь в России обсуждается идея законодательно ограничить срок службы автомобилей. На этот раз предлагается установить предельным возрастом легковых машин 30 лет. По достижении этого возраста владелец должен будет либо отправить машину на утилизацию, либо провести дорогостоящую экспертизу для признания её классической или раритетной, сообщает «За рулем».

Эта инициатива не нова: ещё в 2013 году предлагалось ограничить срок эксплуатации коммерческого транспорта семью годами. Позднее эта тема поднималась Минпромторгом и Госдумой, но никаких решений принято не было. Сегодня вновь обсуждается возрастной предел, тем более, что он уже упоминается в действующем ГОСТе, касающемся раритетных машин.

Однако возраст автомобиля – не единственный фактор, определяющий его пригодность к эксплуатации. Важнее техническое состояние, особенности конструкции, пробег и качество обслуживания. Введение единого возрастного ограничения для всех автомобилей, по мнению экспертов, является спорным решением, особенно при наличии технического регламента, устанавливающего требования к состоянию автомобиля для допуска к эксплуатации.

После отмены обязательного техосмотра для частных автомобилей количество небезопасных машин действительно возросло. Однако введение возрастного ценза не решит эту проблему, поскольку большинство автомобилей не эксплуатируются до 30 лет. Доля таких машин на вторичном рынке крайне мала – всего 0,028%.

Таким образом, эта мера затронет лишь единичные случаи, зачастую это хорошо сохранившиеся автомобили с небольшим пробегом, представляющие культурную ценность. Их принудительная утилизация может быть бессмысленной.

Во многих странах техосмотр остаётся обязательным. В странах ЕС его проводят каждые два года, в Китае и Японии – с жестким контролем, в Австралии – при смене владельца. В некоторых штатах Америки техосмотр отсутствует, поскольку там считают, что технические неисправности редко приводят к авариям.

В России обязательный техосмотр сохранился только для коммерческого и общественного транспорта. Это означает, что изношенные автомобили, активно использовавшиеся в такси или доставке, продолжают эксплуатироваться частными лицами без обязательной проверки технического состояния.

Очевидно, что необходима эффективная система контроля технической пригодности автомобилей. Однако введение возрастного ограничения – не лучший подход. Это не решит проблему старения автопарка и не повысит безопасность на дорогах. Напротив, это может привести к утилизации автомобилей, которые при правильном уходе могут быть вполне пригодны к эксплуатации, считают эксперты.

Решение – не в возрастных ограничениях, а в создании эффективного, прозрачного и независимого механизма оценки технического состояния автомобилей. Именно это станет реальным инструментом для обновления автопарка, а не формальным требованием.