В наши дни многие автомастерские активно предлагают услугу удаления каталитического нейтрализатора, уверяя в экономии средств и оптимизации работы силового агрегата. Однако, как сообщает Pravda.Ru, подобное решение может обернуться не только выгодой, но и непредвиденными тратами и правовыми проблемами.
Катализатор играет ключевую роль в системе выпуска отработавших газов, снижая объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу. Внутри него происходят химические процессы, преобразующие опасные соединения в менее вредные с использованием драгоценных металлов, нанесенных на внутренние поверхности. Существуют керамические и металлические катализаторы: первые более доступны, но менее долговечны, вторые – надежнее, но дороже. В дизельных автомобилях применяются сажевые фильтры, выполняющие аналогичные функции.
Со временем катализатор подвергается износу, может засориться или разрушиться. Это приводит к падению мощности, увеличению потребления топлива и сбоям в работе системы управления. В некоторых случаях двигатель может даже не запуститься. Замена катализатора – дорогостоящая процедура, поэтому часто предлагают удалить его и установить «обманку», маскирующую отсутствие катализатора для ЭБУ. Это позволяет восстановить работу двигателя и избежать больших затрат, но повышает уровень вредных выбросов.

С юридической точки зрения, прямого запрета на эксплуатацию автомобиля без катализатора в России нет. Однако несанкционированные изменения в конструкции могут повлечь за собой штраф в размере 500 рублей. Кроме того, отсутствие катализатора может стать причиной отказа в прохождении техосмотра, так как автомобиль должен соответствовать экологическим стандартам.
Удаление катализатора может быть оправдано в случае его полного разрушения и невозможности восстановления, высокой стоимости замены, невозможности прохождения техосмотра или наличия специальной прошивки ЭБУ. В остальных случаях рекомендуется сохранять заводскую конструкцию.
Автосервисы заинтересованы в удалении катализаторов из-за содержания в них драгоценных металлов, которые можно переработать. Иногда демонтаж проводят бесплатно, а установка «обманки» оплачивается отдельно. В результате некоторые сервисы могут преувеличивать проблемы ради собственной выгоды.
Прежде чем соглашаться на удаление катализатора, следует тщательно взвесить все за и против, а также учитывать возможные юридические и экологические последствия.