В годы Великой Отечественной войны скромный, но безотказный грузовик, прозванный в народе «полуторкой» за его способность перевозить до 1,5 тонн, стал незаменимым помощником как на передовой, так и в тылу.
Изначально это был Ford AA, сборка которого началась в Нижнем Новгороде и Москве по соглашению с американской компанией Ford. Производственный комплекс был возведен в районе Сукина болота (сегодня – Текстильщики). Позже на его основе был создан Московский автомобильный завод, впоследствии преобразованный в ГАЗ.
С 1932 года, с момента запуска главного конвейера, сборка автомобилей осуществлялась исключительно из отечественных комплектующих. Тогда грузовик получил название НАЗ-АА, а после смены названия города на Горький – ГАЗ-АА. До 1936 года эмблема ГАЗ напоминала оригинальную фордовскую, пока не началось производство модели ГАЗ-М1.
Ford AA образца 1928 года отличался простотой конструкции: топливный бак располагался перед лобовым стеклом, а подача топлива к карбюратору осуществлялась самотеком, без использования насоса. В СССР система питания была модернизирована путем установки воздушного фильтра. Четырехцилиндровый двигатель объемом 3,3 литра выдавал 40 л. с., а с 1938 года – уже 50 л. с. Этот улучшенный вариант устанавливался на ГАЗ-ММ. Попытки увеличить грузоподъемность предпринимались, но слабая рама не позволяла существенно ее нарастить.
Тормозная система оставалась механической, без применения гидравлики, что исключало возможность утечек. Подвеска включала поперечную рессору спереди и продольные сзади, а амортизаторы отсутствовали.
Комфорт в кабине был сведен к минимуму: рядом с замком зажигания располагались указатель уровня топлива, спидометр и амперметр. Двери оснащались опускающимися стеклами, а стеклоочиститель имел вакуумный привод, который на высокой скорости работал недостаточно эффективно, поэтому водители часто прибегали к ручному приводу. Педаль газа была представлена кнопкой, над которой располагалась кнопка запуска двигателя.
В зимнее время водителям приходилось полагаться только на теплую обувь, так как печки в машине не было, а тепло от двигателя быстро рассеивалось через щели в кабине. На полу располагались рычаг переключения передач и ручной тормоз.
В военные годы конструкция была упрощена: в гражданской версии можно было откинуть все три борта кузова, но военные модификации часто имели только задний откидной борт. Устанавливались уменьшенные фары, иногда всего одна. Металлические крыши и двери заменялись брезентовыми элементами, а в первых упрощенных версиях двери представляли собой каркас с деревянными рейками. Тормоза устанавливались только на задних колесах.
Несмотря на свою простоту, «полуторка» отличалась высокой надежностью. Однако обслуживание требовало значительных усилий: замена масла требовалась каждые 800–1000 километров, что отнимало много времени у водителей и механиков.
С 1941 по 1945 годы эти грузовики активно использовались в армии. После окончания войны их производство продолжалось до 1951 года, после чего завод перешел на выпуск ГАЗ-51.