В последние годы российский авторынок демонстрирует тенденцию к увеличению доли китайских автомобильных брендов. Однако, несмотря на расширение модельного ряда и активные рекламные кампании, владельцы этих машин продолжают сталкиваться с проблемами, оказывающими влияние на их лояльность. Исследовательским центром Sidorin Lab был проведен масштабный анализ, охватывающий свыше 2 миллионов упоминаний в социальных сетях и СМИ, посвященных автомобилям из Китая, за период с 2022 по 2024 год. Основной задачей исследования было проследить, как меняется отношение российских потребителей к продукции китайского автопрома.
По данным «Известий», автолюбители чаще всего жаловались на подверженность кузова коррозии, задержки в поставках комплектующих, а также на опасения, связанные с запуском двигателя в зимний период.

В течение рассматриваемого периода доля негативных отзывов по большинству брендов колебалась в пределах 20-25%. При этом особо выделяются Omoda и Tank, демонстрирующие значительно более высокий уровень позитивного восприятия, достигающий 40% и 55% соответственно.
В 2023 году покупатели стали проявлять интерес к новым маркам, во многом из-за ограниченного выбора на рынке. К 2024 году количество отрицательных оценок заметно снизилось, а нейтральные отзывы составили 70-80%. JAC смог улучшить свой имидж – доля негативных оценок уменьшилась с 29% до 8%. Однако и количество положительных отзывов также сократилось: Tank потерял 13%, Omoda – 10%.
Наиболее обсуждаемой темой была стоимость китайских автомобилей (424 332 упоминания). Потребители часто выражали недовольство соотношением цены и качества, и этот вопрос затрагивался в обсуждениях всех китайских марок на протяжении трех лет. Второе место по числу упоминаний занимает дизайн (403 496), который на протяжении всего периода получал в основном положительные отзывы.
Специалисты SL провели дополнительный опрос среди 149 сотрудников дилерских центров, чтобы выявить трудности, с которыми они сталкиваются в процессе работы.
Опрос показал, что ценовая политика вызывает наибольшую обеспокоенность у представителей автодилеров. Почти две трети опрошенных (59%) назвали ее основной проблемой при работе с брендом. Кроме того, 88% респондентов отметили отсутствие четкой маркетинговой стратегии. При этом стандарты обслуживания соблюдаются строго, что создает впечатление высоких требований при недостаточной поддержке. Также сложности возникают с поставками запчастей. Каждый четвертый дилер сообщил, что ожидает получения деталей более месяца.
По мнению аналитиков, несмотря на растущие объемы продаж, китайские автомобили для россиян остаются скорее вынужденным приобретением, чем осознанным выбором.
В свою очередь генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк в интервью «Известиям» подчеркнула, что китайские автомобили перестали быть диковинкой и стали важной частью российского авторынка. Их оценивают, исходя из конкретных характеристик. Улучшение качества новых моделей, их адаптация к российским условиям и расширение сети сервисных центров способствовали снижению уровня критики.