Современные транспортные средства всё больше напоминают смартфоны, получая обновления программного обеспечения «по воздуху» посредством технологии OTA (Over-the-Air). Эта технология позволяет автопроизводителям дистанционно добавлять новые возможности, устранять недостатки и повышать уровень безопасности, избавляя от необходимости посещения сервисного центра.
Владельцу достаточно подключить автомобиль к сети интернет, и через несколько минут произойдет обновление системы. Однако, наряду с удобствами, возникают и потенциальные риски: не все обновления оказываются полезными, а в некоторых случаях они могут даже негативно повлиять на характеристики автомобиля – и всё это без предварительного согласия владельца.
OTA-обновления активно используются такими компаниями, как Tesla, BMW, Mercedes, Audi и Volkswagen. К примеру, Audi предлагает активацию LED-матричных фар, навигации или парковочного ассистента через платную подписку – функции, уже интегрированные в автомобиль, но заблокированные. Годовая подписка на использование фар обойдется примерно в 260 евро (около 20 000 рублей по текущему курсу), а пожизненный доступ – свыше 1300 евро. Стоимость навигации варьируется от 600 до 3000 евро, в зависимости от выбранного периода. Все функции активируются дистанционно через личный кабинет, без посещения дилерского центра. Это удобно, но превращает автомобиль в платформу для непрерывных продаж, где даже стандартные опции становятся платными.
Ключевая проблема – отсутствие прозрачности, сообщает 110km.ru. Автопроизводители могут вносить изменения в программное обеспечение автомобилей без предварительного уведомления владельцев. В 2019 году владельцы Tesla столкнулись с уменьшением запаса хода и увеличением времени зарядки после скрытого OTA-обновления. Более того, подобные обновления могут использоваться в качестве альтернативы официальным отзывным кампаниям: недавно китайский бренд Xpeng был заподозрен в подобной практике. Если дефект связан с программным обеспечением, компания может просто удаленно «исправить» код, не сообщая об этом публично – и пользователи даже не узнают о наличии проблем с безопасностью в их автомобиле.

Арнульф Тимель, эксперт ADAC, считает, что автопроизводители должны обеспечивать полную прозрачность: владелец должен быть осведомлен о том, что именно устанавливается в его автомобиль, иметь возможность отказаться от обновления без потери функциональности и быть уверенным в надежной защите программного обеспечения от несанкционированного доступа. Для этого, по его мнению, следует внедрять международный стандарт Common Criteria, который проверяет безопасность на уровне исходного кода. Однако на данный момент большинство компаний избегают подобной независимой сертификации.
OTA-обновления могут стать будущим автомобильной индустрии, но только в том случае, если они будут служить интересам владельцев, а не противоречить им.