Привлекательный вид подержанного автомобиля не всегда гарантирует его исправность, а безупречное лакокрасочное покрытие может скрывать последствия аварий и капитального ремонта. Для выявления подобных дефектов специалисты используют толщиномеры. О том, что это за устройство и как им правильно пользоваться, рассказал руководитель направления стратегических инициатив и партнерств «Авито Авто», сооснователь Haraba и Автохаб, Гаджи Курбанов.
Перед началом измерений важно убедиться в правильной настройке и готовности прибора к работе. Толщиномер необходимо откалибровать, особенно если он долго не использовался, подвергался воздействию температурных колебаний или был взят в аренду. Для калибровки используются специальные пластины и пленки из комплекта, на которых указаны значения в микрометрах, которые должен показывать исправный прибор. Калибровка занимает немного времени, но от ее точности зависит достоверность результатов.
Также рекомендуется заранее узнать заводские параметры толщины лакокрасочного покрытия (ЛКП) для проверяемой модели, выполнив соответствующий запрос в поисковой системе, например: «толщина ЛКП Haval Jolion».
Процедура проверки кузова:
Приложите прибор к поверхности строго перпендикулярно, так как даже небольшой наклон может повлиять на точность показаний. На каждой детали кузова необходимо провести не менее пяти измерений: по краям и в центре. При наличии выштамповок или изгибов, измерения следует проводить с обеих сторон от них, чтобы выявить локальную покраску. После внешних элементов переходят к внутренним частям кузова: дверным проемам, стойкам, участкам под капотом, амортизаторным чашкам, где толщина обычно меньше, чем на внешних деталях.

Интерпретация полученных данных:
Сравните полученные значения с заводскими параметрами для конкретной модели. Небольшие отклонения в пределах 30–50 мкм допустимы и могут быть связаны с особенностями покраски. Толщина слоя до 200 мкм на внешних элементах обычно свидетельствует о заводском ЛКП. Показатели в диапазоне 200–300 мкм часто указывают на косметическую покраску для устранения царапин или сколов, что не влияет на прочность кузова.
Значения выше 400 мкм указывают на наличие шпаклевки под ЛКП и серьезный ремонт после столкновения. Покупку такого автомобиля без предварительной экспертной оценки лучше избегать, так как повреждения могли затронуть силовую структуру кузова и элементы безопасности.
При работе с алюминиевыми деталями следует учитывать, что заводской слой ЛКП на них тоньше, чем на стальных. Если прибор показывает стандартные значения для стали или неправильно определяет тип металла, это может указывать на замену детали после ДТП.
Если вам неизвестны стандартные параметры ЛКП для конкретного автомобиля, ориентируйтесь на симметричные элементы. Крыша, капот и багажник должны иметь равномерную толщину ЛКП по всей площади, а двери, пороги, стойки и амортизаторные чашки — примерно одинаковую слева и справа.