Skip to content Skip to footer

Почему грузовики СССР работали в Британии: объяснили эксперты «ЗР»

В 1970-е годы Великобритания знала не только советские легковые автомобили, но и крупнотоннажные КрАЗы, хотя и под другим обозначением. Об этом сообщает издание «За Рулем».

Во время экономического подъема с конца 60-х годов, в Британии активно строились дороги, что повлекло за собой рост спроса на тяжелые самосвалы. Несмотря на наличие собственных производителей, английские строители заинтересовались импортными моделями. Сначала закупались немецкие самосвалы Magirus-Deutz, аналогичные тем, что использовались в СССР при строительстве БАМа.

Однако, советские грузовики также привлекли внимание британцев. Легковые автомобили из СССР уже были известны в Великобритании, отличаясь надежностью, выносливостью и доступной ценой.

В стране была основана компания UMO Plants с офисами в Летчворте и Докастере. Первыми закупками стали белорусские карьерные самосвалы БелАЗ-540. Журналист Construction News Байорос Уэн даже посетил завод в Жодино и написал положительную статью об этом.

Затем британцы заинтересовались самосвалами КрАЗ, которые были более легкими и подходили для дорог общего пользования. Первые КрАЗ-256 прибыли в Британию в 1970 году под своим именем, но вскоре их стали маркировать как BELAZ, бренд, уже известный среди строительных компаний. Под этим именем продавались не только КрАЗы, но и другая строительная техника, например УАЗ-452.

Экспортные КрАЗ-256 практически не отличались от стандартных советских моделей. Грузовики грузоподъемностью 12 тонн оснащались дизелем ЯМЗ-238 V8 объемом 14,86 л и мощностью 240 л.с., а также пятиступенчатой коробкой передач с демультипликатором. Несмотря на отсутствие полного привода, проходимость машин впечатлила британских строителей.

Цена КрАЗ-256 в Британии составляла 8250 фунтов, что было относительно недорого, особенно учитывая цены на легковые автомобили.

Советские грузовики нуждались в доработке, чтобы соответствовать британским требованиям: фары были слишком высоко, ширина превышала допустимую, тормоза вызывали критику. Проблемы решали установкой кузовов британского производства, улучшением трансмиссии и тормозной системы.

С 1974 года КрАЗ-256БЭ2 и 256БМ выпускались с усиленной трансмиссией и двухконтурной тормозной системой.

К середине 70-х годов советские самосвалы занимали второе место по импорту в Британии. КрАЗы работали на строительстве автострад и даже участвовали в проекте тоннеля под Ла-Маншем. Поставки прекратились в 1984 году из-за ужесточения экологических норм и устаревания техники.

Всего в Великобританию было поставлено 433 самосвала. Некоторые из них сохранились до наших дней и встречаются на ретро-мероприятиях.