Пересмотр подхода к исчислению утилизационного сбора, который, вероятно, вступит в силу 1 ноября 2025 года, может привести к исчезновению определенных категорий автомобилей, импортируемых в Россию по схеме параллельного импорта. В первую очередь изменения коснутся автомобилей с мощностью двигателя свыше 160 лошадиных сил и стоимостью до 3 миллионов рублей, которые ранее пользовались льготными условиями при ввозе.
Такое мнение выразил Борис Миньковский, генеральный директор автоклуба Jetcar, в интервью Autonews.ru. Он отметил, что новая система, при которой льготный утильсбор будет применяться только к автомобилям с мощностью до 160 л.с., сделает импорт многих востребованных моделей экономически нецелесообразным. Для автомобилей стоимостью до 3 миллионов рублей увеличение цены может составить до 40%.
Эксперт подчеркнул, что наиболее серьезно пострадает сегмент «выше эконом-класса», особенно подержанные автомобили возрастом от трех до пяти лет с объемом двигателя до 4 литров. В качестве примера он привел BMW X3 2021 года, утилизационный сбор для которого вырастет с 5 тысяч до 852 тысяч рублей, что повысит конечную стоимость примерно на 25%. Похожая ситуация ожидает и популярные кроссоверы Geely Monjaro, ввозимые по неофициальным каналам.

Миньковский также отметил, что изменения окажут наименьшее влияние на сегмент люксовых автомобилей. Транспортные средства с объемом двигателя более 4 литров уже давно не попадают под льготные ставки утилизационного сбора. Например, стоимость Mercedes-Benz G-класса в версии AMG увеличится примерно на 1 миллион рублей при его средней цене в 30 миллионов, что вряд ли существенно отразится на продажах.
Инициатива по изменению методики расчета утилизационного сбора поступила от Минпромторга после обращения ассоциации «Объединение автопроизводителей России». Предполагается, что новые правила вступят в силу с 1 ноября 2025 года в случае одобрения.