Закон об обязательной локализации производства автомобилей для служб такси, задуманный как стимул для российской автоиндустрии, потенциально может создать проблемы как для компаний-перевозчиков, так и для самих автопроизводителей. Наталия Лозинская, исполнительный директор ассоциации «Национальный совет такси», поделилась своим мнением по этому вопросу.
По её мнению, текущая версия законодательства может обеспечить лишь кратковременную поддержку отечественному автопрому, но впоследствии это может привести к снижению качества и ухудшению конкурентоспособности. Компании, занимающиеся таксомоторными перевозками, при обновлении автопарка учитывают такие факторы, как стоимость, расходы на техническое обслуживание и долговечность транспортных средств, и по этим показателям российские машины часто проигрывают зарубежным аналогам. Следовательно, применение таких автомобилей может быть экономически невыгодным.
В настоящее время автомобили российского производства составляют примерно треть от общего числа таксомоторных средств, в то время как большая часть представлена европейскими и китайскими марками. По сведениям Министерства промышленности и торговли, на рынке доступно всего 6–7 моделей, чья цена не превышает 1,5 миллиона рублей. При этом машины Voyah считаются слишком дорогими, электромобили характеризуются неопределенностью в плане остаточной стоимости, а УАЗ Hunter не подходит для пассажирских перевозок.
Лозинская отметила, что в 2025 году из-за увеличения цен и подорожания лизинговых услуг таксопарки обновят менее 10% своего автопарка, отдавая предпочтение наиболее экономичным моделям. Расширение списка разрешенных автомобилей за счет всех моделей, собираемых на территории России, дало бы перевозчикам больше возможностей для маневра.
Автоэксперт Антон Максимов также выразил критическое отношение к этой инициативе. Он констатировал, что УАЗ Hunter сертифицирован как грузовой автомобиль категории N1G, в то время как для работы в такси разрешены только легковые автомобили категории М1. Максимов выразил надежду на то, что к марту 2026 года Минпромторг пересмотрит текущий перечень.