В 90-е годы прошлого века структура автопарка России претерпела значительные изменения.
По мнению эксперта Целикова, период с 1991 по 1994 годы представлял собой сложную задачу для статистического учета из-за развала Советского Союза и преобразований в экономике. Это потребовало применения оценочных методов для формирования некоторых статистических данных.
По данным на конец 1990 года, в России было зарегистрировано 8,9 миллионов легковых автомобилей. Почти половина из них была произведена АвтоВАЗом, а доля зарубежных марок составляла незначительные 2%.
В течение следующего десятилетия произошёл массовый завоз как новых, так и б/у автомобилей из-за границы, осуществляемый как частными лицами, так и компаниями. С течением времени на рынке возникли первые официальные дилерские центры. В результате к концу 1996 года доля иномарок возросла до 8%, а к 2000 году достигла почти 15% от общего количества автомобилей.

Общий объем автомобильного парка в стране быстро рос: с 9,8 миллиона единиц в 1991 году до 14,7 миллиона в 1995 году и 19,7 миллиона в 1999 году. К началу 2001 года в российском автопарке насчитывалось 20,35 миллиона легковых машин. Уровень автомобилизации достиг 130 автомобилей на 1000 человек. Лидирующую позицию занимала Москва, где было учтено более 2 миллионов автомобилей, что соответствовало 224 машинам на 1000 жителей.
Несмотря на растущую популярность импортных автомобилей, к началу 2001 года марка Lada сохраняла лидирующую позицию, занимая почти половину автопарка страны. На долю моделей «классической» серии приходилось более 35%, на семейство «Самара» — 9,3%, а на «Ниву» — 3,9%.
К этому времени доля иностранных автомобилей составляла 14,8%, или 3,02 миллиона единиц. Из них 876 тысяч машин (4,3% от общего числа) были с правым рулём, что объясняется активным ввозом подержанных японских автомобилей в Сибирь и на Дальний Восток. В Москве доля иномарок была особенно высока — 23% от общего количества, что составляло 475,9 тысячи автомобилей.