Skip to content Skip to footer

Раскрыта история уникальных грузовиков из СССР: редкие авто сняли на фото

Под названием ЭТ в историю вошел примечательный грузовой автомобиль, разработанный предприятием ЭРСПО (Эстонский республиканский союз потребительских обществ, ETKVL). Эта организация объединяла кооперативы и предприятия, специализирующиеся на заготовке, переработке и реализации сельхозпродукции, сообщает «За рулем».

Несмотря на то, что союз не имел прямого отношения к автомобилестроению,exception составлял производственно-технический отдел при собственной автобазе, где осуществлялся ремонт и модернизация грузовиков.

Анализ показал нерентабельность использования ГАЗ-51 или УАЗ для транспортировки малых партий (200 кг) огурцов или небольшого количества молока. При этом «Москвич-430» – единственный компактный фургон, доступный в СССР, – отличался дороговизной и дефицитом. Тогда руководитель отдела, Роман Бертелев, предложил создать автомобиль, чья payload была бы соизмерима с его собственной массой.

В 1965 году появился ЭТ-500 – легкий грузовой автомобиль, рассчитанный на перевозку 500 кг груза при собственной массе 750 кг. Длина автомобиля составляла 3600 мм, а база колес – всего 2000 мм. Кабина без капота, изготовленная из стеклопластика и весившая всего 40 кг, была установлена на прочную стальную раму. Для упрощения обслуживания кабину можно было откинуть вперед, отвернув два болта.

Двигатель от мотоцикла К-750, мощностью 26 л.с., обеспечивал максимальную скорость до 65 км/ч. Но ключевым новшеством стало то, что ЭТ-500 стал первым автомобилем с передним приводом, произведенным в СССР.

После серии испытаний был разработан улучшенный вариант – ЭТ-600. Его грузоподъемность была увеличена до 600 кг, а вместо мотоциклетного двигателя установили двигатель от ЗАЗ-965 мощностью 27 л.с.

Эстонские конструкторы проявили серьезный подход: новые грузовики прошли испытательный пробег в Крым и были представлены в НАМИ. Региональные власти одобрили проект и разрешили выпуск небольшой партии – около 20-25 единиц в год для собственных нужд.

Себестоимость одного грузовика составляла около 2000 рублей, из которых 300 рублей уходило на заработную плату, а 400 – на двигатель от «Запорожца». Разработчики утверждали, что при массовом производстве цену можно было бы снизить до 1300 рублей.

Тем не менее, дальше расчетов дело не продвинулось. До 1969 года было собрано всего 35 экземпляров, после чего проект закрыли. Крупные заводы испытывали дефицит комплектующих, не говоря уже о поставках для небольших производств. Ни одно предприятие не желало поставлять узлы и агрегаты непрофильным организациям. Даже Совет народного хозяйства не смог помочь энтузиастам.