С 1 ноября 2025 года в России прогнозируется резкий скачок цен на автомобили из-за вступления в силу нового утилизационного сбора. Ключевым фактором является пересмотренная методика расчета, учитывающая объем и мощность двигателя, а также год выпуска авто.
Несмотря на заявления Минпромторга и данные «Автостата», что новая схема коснется в основном машин с двигателями свыше 160 л.с. (якобы массовый сегмент, где преобладают менее мощные двигатели, останется в стороне), эксперты выражают сомнения.
Руководитель Avtosliv.ru Рустам Габбасов считает, что общая статистика автопарка, где много старых автомобилей, не отражает ситуацию на рынке новых покупок. Удар придется не по владельцам подержанных авто, а по покупателям современных автомобилей средней и высокой мощности, которые активно ввозятся по параллельному импорту.

По словам Габбасова, реформа в первую очередь затронет тех, кто приобретает современные импортные автомобили, такие как кроссоверы Toyota RAV4, Hyundai Tucson или Kia Sorento с двигателями от 180-200 л.с. Это автомобили, которые семьи покупают для себя, и теперь их стоимость может существенно вырасти.
Ограничение ввоза мощных автомобилей через параллельный импорт приведет к старению автопарка, поскольку люди будут дольше эксплуатировать старые машины, что скажется на безопасности и экологии. Кроме того, это негативно отразится на бизнесе, связанном с импортом и обслуживанием таких автомобилей, что может привести к росту цен на запчасти и услуги.
Нарушение обещания о неизменности утильсбора для физлиц до 2030 года создает нестабильность на авторынке и может снизить доходы государства от таможенных пошлин, поскольку импорт автомобилей мощностью свыше 160 л.с. может сократиться.
Хотя цены на бюджетные модели, как Vesta, напрямую не изменятся, реформа затронет наиболее активную часть рынка, ограничивая возможности граждан приобретать более современные и безопасные автомобили, что негативно скажется на обновлении автопарка и косвенно затронет всех.