Skip to content Skip to footer

«ЗР»: как повышение утильсбора грозит изменить авторынок РФ на самом деле

Чтобы спрогнозировать влияние новых законодательных актов и таможенных платежей на рынок автомобилей, взгляд профессионала, специализирующегося на ввозе иномарок, крайне важен – он моментально определит реакцию.

Редакция журнала «За рулем» обратилась к Александру Степанову, эксперту по импорту автомобилей премиум-класса с 16-летним стажем и владельцу компании AUTOSAN. Он подчеркнул, что повышение утилизационного сбора неминуемо приведет к увеличению стоимости автомобилей. Степень подорожания будет зависеть от мощности и года выпуска.

Для автомобилей с мощностью двигателя до 160 л.с. изменения не предвидятся – ставка утилизационного сбора для них останется неизменной.

Однако для автомобилей с двигателями мощностью свыше 160 л.с., особенно в сегменте 2,5-3,5 литра и возрастом от 3 до 5 лет, рост цен может быть существенным – от 500 тысяч до 2-3 миллионов рублей. Сумма утилизационного сбора прямо пропорциональна объему двигателя, и, если импортер не сможет ее компенсировать, она будет включена в конечную цену автомобиля.

Изменения стоимости почувствуют все покупатели, но в премиум-сегменте спрос, скорее всего, не упадет. Здесь выбор невелик, и люди покупают, исходя из потребностей в комфорте и статусе.

Больше всего подорожание затронет BMW X5, Audi Q7, Mercedes-Benz GLE, Toyota Land Cruiser, так как они попадают в наиболее «уязвимую» категорию.

Автомобили возрастом до 3 лет, вероятно, будут ввозиться через Беларусь, где действует льготная схема растаможки.

Повышение цен на автомобили обусловлено комплексом причин: удорожание логистики, страхования, фрахта, а также изменение курса валют. Дополнительные расходы связаны с внедрением новых технологий: систем безопасности, камер, сенсоров, гибридных установок. Вместе с тем растет и уровень автомобилей.

Государству следует гибко подходить к налогообложению, учитывая мощность двигателя и класс автомобиля. Необходимо поддерживать локальную сборку и упростить сертификацию для базовых комплектаций.

Возможно отказаться от гигантских мультимедиа, колес большого диаметра, премиальных аудиосистем и сложных ассистентов водителя, которые не всегда корректно работают в российских условиях. Это позволит снизить цену на 10-15% без потери надежности и безопасности.

Александр Степанов, владелец компании AUTOSAN и эксперт в области импорта автомобилей премиум-класса с опытом работы более 15 лет, считает:

– Концепция создания «народного автомобиля» для России вполне разумна, однако важно избежать создания «дешёвого премиума». Необходимо сосредоточиться на разработке простого, долговечного и доступного средства передвижения.

Идеальным вариантом будет автомобиль B-класса, оснащенный двигателем объемом 1,6 литра, четырьмя-шестью подушками безопасности, системой кондиционирования и мультимедийным комплексом без излишеств.

С учетом широкой локализации производства и государственной поддержки, реальная стоимость такого автомобиля может колебаться в пределах 1,3-1,8 миллиона рублей.

В качестве производителя может выступить АВТОВАЗ, сотрудничающий с китайским автопроизводителем, но с обязательным условием, что локализация производства будет осуществляться на деле, а не только на бумаге.

Ключевым фактором успеха является стабильная государственная политика и предсказуемость регулирования. Только в этом случае проект сможет стать массовым, а не останется единичной акцией.