Трансформация системы ОСАГО, столкнувшейся с проблемами при ремонте автомобилей, пострадавших в ДТП, может быть достигнута путем внесения изменений в законодательство, легализации рынка подержанных автозапчастей и активизации их восстановления. Эта тема обсуждалась на конференции «Автострахование – 2025» в Сочи, организованной агентством «АВТОСТАТ» и Общественным Советом по развитию такси.
Екатерина Гринева из Российского Союза Автостраховщиков отметила, что общее количество жалоб на ОСАГО снижается, но число жалоб на ремонт по ОСАГО растет. Существуют проблемные аспекты, касающиеся выплат по ОСАГО, вызывающие активные обсуждения. В 2017 году была введена практика возмещения ущерба ремонтом, но доля таких случаев снизилась с 15% до 5-6%. В 2023-2024 годах возросло количество жалоб на недоступность ремонта по ОСАГО из-за дефицита запчастей, приводящего к длительным простоям, порой превышающим полгода.
При этом выяснилось, что многие автовладельцы предпочитают оригинальные запчасти, что не предусмотрено методикой ОСАГО. Возникла необходимость либо отменить запрет на использование б/у запчастей, либо развивать восстановление запчастей на государственном уровне. Некоторые сервисы перешли на аналоги, поставляемые по параллельному импорту. Около 40% автовладельцев готовы к использованию б/у запчастей и аналогов, согласно исследованию Финансового университета, но 60% против. Увеличилось количество судебных споров между потребителями и страховыми компаниями, где компенсации могут достигать 2 млн рублей, что не заложено в расчеты ОСАГО.
РСА предлагает разрешить использование б/у запчастей и предоставить возможность денежной компенсации за вычетом износа тем, кто предпочитает ее ремонту. Разрабатываются предложения в законодательство, направленные на увеличение количества ремонтов и заинтересованности страхователей. Ведутся переговоры с государственными структурами о возможности легализации рынка подержанных запчастей, при условии обеспечения безопасности их использования.