С приходом холодов и минусовых температур среди автомобилистов вновь вспыхивает дискуссия: какой бензин предпочтительнее для зимней эксплуатации – АИ-92 или АИ-95? В интернете активно обсуждается мнение, что в мороз лучше использовать «девяносто второй», поскольку он обладает большей летучестью. В этом утверждении есть рациональное зерно, если учитывать физические свойства топлива и рекомендации автопроизводителей. Об этом свидетельствует опыт экспертов в области топлива, а также результаты лабораторных исследований. О практической стороне вопроса рассказал Константин Ершов, тренер учебного центра международной сети автосервисов Fit Service, в интервью «Российской газете».
Разница между АИ-92 и АИ-95 заключается не только в числовом обозначении и стоимости. Бензин с октановым числом 92 характеризуется повышенной испаряемостью, что подразумевает наличие в его составе большего количества легких углеводородных фракций. Эти компоненты быстрее переходят в газообразное состояние и образуют воспламеняющуюся смесь с воздухом даже при низких температурах, что теоретически облегчает запуск двигателя в холодное время года.
Однако это не делает АИ-92 оптимальным выбором для всех случаев. Октановое число также является показателем устойчивости топлива к детонации, то есть к неконтролируемому самовоспламенению под воздействием давления. Оно не отражает ни чистоту топлива, ни качество используемых присадок, ни его поведение в условиях низких температур. Следовательно, снижение октанового числа с целью облегчения запуска зимой – неверный подход.
Современные автомобильные двигатели, как правило, не рассчитаны на использование бензина с октановым числом ниже АИ-95. Это обусловлено их степенью сжатия и конструкцией системы зажигания. Применение бензина с более низким октановым числом может спровоцировать детонацию даже в холодном двигателе, особенно во время запуска и прогрева. Это приводит к увеличению вибрации, нагрузки на поршни и клапаны, и ускоренному износу компонентов двигателя. В отдельных случаях это может привести к повреждению камеры сгорания.
Следует обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля: если производитель допускает использование АИ-92, то зимой такой выбор может быть оправдан. Повышенная испаряемость облегчит запуск при температурах ниже -25 градусов. Однако, если производитель предписывает использование бензина с октановым числом 95 или выше, переходить на более низкий октан не следует даже в сильные морозы.
Зачастую проблемы с запуском автомобиля в мороз связаны не с октановым числом топлива, а с общим качеством бензина и состоянием топливной системы. В условиях сильных морозов в топливном баке может накапливаться влага, которая замерзает в топливопроводах. Кроме того, моторное масло становится более вязким, что увеличивает сопротивление при вращении деталей двигателя. Поэтому рекомендуется заправлять автомобиль бензином с гарантированными низкотемпературными характеристиками, предпочтительно на крупных сетевых АЗС.

Качественное топливо испаряется даже при -40 градусах, а многие зимние сорта содержат антиобледенительные добавки. Хранение бензина в канистрах на морозе также не является оптимальным решением: часть легко испаряющихся фракций может испариться или конденсироваться на стенках, что приведет к ухудшению свойств топлива.
Даже при экстремально низких температурах не стоит снижать октановое число бензина ниже рекомендованного производителем автомобиля. Лёгкость запуска зависит не от марки бензина, а от его свежести, качества и исправности системы зажигания. АИ-92 обладает лучшей испаряемостью, но он подходит только для тех двигателей, где это разрешено производителем. Если автомобиль рассчитан на использование АИ-95, то даже в сильные морозы не стоит отклоняться от этой рекомендации, чтобы избежать преждевременного ремонта.
Зимой важно не искать «волшебное» топливо, а обеспечить стабильную работу двигателя. Необходимо следить за состоянием свечей зажигания и аккумулятора, использовать подходящее по сезону масло и проверенный бензин.