Стало понятно, что послужило причиной оттока китайских автопроизводителей из России. Эпоха бурного наращивания объемов сбыта сменилась резким сокращением. Еще совсем недавно российский рынок был одним из наиболее прибыльных для китайских автоконцернов, однако, как сообщает CarNewsChina, в 2025 году картина кардинально изменилась. За период с января по сентябрь китайские компании экспортировали в Россию всего 357 700 новых машин, что на 58% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года.
Вследствие такого снижения Россия переместилась с лидирующей позиции на третье место в рейтинге крупнейших рынков сбыта для китайской автопромышленности. Теперь основными потребителями стали Мексика (410 700 единиц) и Объединенные Арабские Эмираты (367 800 единиц).
Переломным моментом стало увеличение утилизационного сбора на импортируемые автомобили осенью 2024 года на 70–85%. В частности, за автомобиль с мотором объемом 2-3 литра старше трех лет теперь необходимо заплатить 2,37 миллиона рублей вместо прежних 1,3 миллиона. В январе 2025 года также увеличились импортные пошлины, достигнув 20–38%, что лишило китайский автопром ценового преимущества.

Ситуацию усугубила ликвидация «серых» каналов ввоза через Казахстан, которые позволяли регистрировать новые автомобили как бывшие в употреблении. Эта возможность была заблокирована в апреле 2024 года.
Дополнительным фактором стал экономический спад в России. Из-за ключевой ставки в 21% годовых автокредиты выросли в цене примерно до 30% годовых. Средняя стоимость автомобиля увеличилась до 3,35 миллиона рублей (более 40 тысяч долларов), что привело к существенному снижению спроса.
В результате продажи новых автомобилей за девять месяцев 2025 года сократились на 25%, составив 1,014 миллиона единиц. Китайские бренды реализовали 576 тысяч автомобилей, что почти вдвое меньше, чем годом ранее.
На фоне таких значительных изменений автомобильные компании начали сокращать свое присутствие в стране. В первом квартале 2025 года было закрыто 274 дилерских центра, из которых 213 принадлежали китайским брендам (около 80%). Крупные производители сокращают масштабы своей деятельности. Например, Chery заявила о планах по сокращению присутствия из-за падения рентабельности после повышения утилизационного сбора, уже реализовала часть активов и планирует постепенно покинуть российский рынок к 2027 году.