Skip to content Skip to footer

Почему производство уникального двигателя Ball-Stud Hemi так и не началось

В истории автомобильной промышленности существует немало таинственных разработок, однако Ball-Stud Hemi от Chrysler занимает среди них особое место. В конце 60-х годов прошлого века инженеры компании задались целью создать двигатель, способный послужить адекватной альтернативой массивным V8, сохранив при этом характерные черты и высокую производительность. Вдохновленные успехом 426 Hemi, произведшего фурор в мире скорости, они осознали потребность в более простом, легком и экономичном в производстве моторе.

Так появился проект A279, известный как Ball-Stud Hemi. Его амбициозной задачей была полная замена всего модельного ряда больших блоков, включая 383, 400, 440 и классический 426. Инженеры предложили два варианта объема – 6,5 и 7,3 литра, рассчитывая достичь сопоставимой мощности с оригинальными Hemi, но без их конструктивных сложностей и большого веса. Однако надвигающиеся экологические стандарты и топливный кризис грозили положить конец эпохе маслкаров.

В техническом плане Hemi представлял собой смелый эксперимент. Вместо традиционных распределительных валов и тяжелых головок блока цилиндров инженеры применили блок B-серии с полусферическими камерами сгорания и выступающими коромыслами на шаровых опорах. Вдохновляясь конструкцией Chevrolet Mark IV, они использовали наклонную компоновку клапанов и позаимствовали их размеры у 426 Hemi. В результате двигатель стал на 45 кг легче и на 42 см уже, чем его предшественник. По имеющимся данным, 7,3-литровая версия превосходила по мощности 7,2-литровый мотор, но незначительно уступала флагманскому 426 Hemi с двумя карбюраторами.

Однако на пути к серийному производству возникли существенные препятствия. Для использования существующего блока пришлось сохранить устаревшую схему крепления головки, что привело к изогнутым выпускным патрубкам и неидеальной полусферической форме камеры сгорания. Эти недостатки можно было исправить, но главной преградой стали финансовые ограничения. В 1969 году Chrysler столкнулся с увеличением расходов на модернизацию производства и ужесточением экологических норм. В такой ситуации запуск новой линейки больших моторов казался слишком рискованным, особенно на фоне сокращающегося рынка маслкаров.

В конечном итоге проект Ball-Stud Hemi был закрыт на ранней стадии. По некоторым сведениям, было собрано от трех до двенадцати прототипов, но до наших дней сохранился лишь один. Его история столь же удивительна, как и сам двигатель. Легендарный дрэг-рейсер Дик Ленди заполучил этот уникальный мотор и принялся его дорабатывать: увеличил диаметр цилиндров, заменил детали и модифицировал впускную систему. Впоследствии двигатель был установлен в редкий Plymouth Barracuda 1969 года, который на протяжении многих лет переходил из рук в руки, участвовал в гонках и считался почти мифическим артефактом. В конце концов, автомобиль с этим уникальным Hemi Ball-Stud оказался в Национальном музее грузовых и легковых автомобилей США.