Автолюбители и автодилеры прибегают к уменьшению утилизационного сбора, программно занижая мощность двигателя. Это достигается путем перенастройки ЭБУ, чтобы автомобиль попадал в категорию с меньшей мощностью.
Борис Беленький, руководитель по стратегии и совладелец онлайн-платформы CARCRAFT, отмечает, что такой подход позволяет сэкономить на таможенных платежах или регистрации, однако влечет за собой ряд значительных проблем.
Некачественные прошивки, используемые для снижения мощности, нарушают процесс смесеобразования, увеличивают температуру выхлопной системы и сокращают срок службы турбокомпрессора. Возможны рывки при движении, потеря тяги и нестабильная работа автоматической коробки передач из-за несогласованности калибровок двигателя и трансмиссии.
Хотя программное обеспечение можно формально вернуть к исходным настройкам, следы вмешательства остаются в памяти ЭБУ. Современные электронные блоки управления (Bosch, Delphi, Denso) фиксируют все изменения, что легко выявляется при диагностике. Восстановление заводских параметров не всегда гарантирует отсутствие ошибок и последствий.
Автомобили с измененными прошивками сложнее продать из-за опасений покупателей относительно несанкционированных вмешательств. Кроме того, такие автомобили могут не пройти техосмотр или обслуживание без возврата к заводской версии программного обеспечения.
Внесение изменений в прошивку приводит к несоответствию машины заводскому одобрению типа транспортного средства (ОТТС). Обнаруженное несоответствие при проверке или диагностике может повлечь за собой штрафы или отказ в регистрации. Изменение прошивки может служить основанием для отказа в гарантийном ремонте или страховых выплатах.
Беленький заключает, что снижение утильсбора таким образом возможно, но сопряжено с юридическими и техническими рисками. Особенно это опасно для новых автомобилей, так как вмешательство в ЭБУ может привести к потере гарантии и проблемам при обращении в официальные сервисные центры. Принимать такое решение следует только после тщательной оценки всех возможных последствий и готовности нести ответственность.