По итогам 2025 года вторичный авторынок России демонстрирует увеличение на 3%, что подтверждается данными аналитиков «Автостата». Однако дальнейшее развитие этого сектора рынка вызывает вопросы и требует тщательного изучения. В рамках данной статьи будет проведен анализ вероятных изменений в ценовой политике и объеме продаж подержанных авто в 2026 году, а также рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на эти процессы.
Относительно динамики цен на автомобили с пробегом, эксперты дилерской сети «Рольф» прогнозируют плавные колебания в 2026 году. Вадим Черноусов, директор по продажам, считает, что замедление роста цен обусловлено старением автопарка. По его мнению, средняя стоимость подержанных авто останется на уровне текущего года или незначительно снизится. Качество транспортного средства будет определяющим фактором ценообразования.
Андрей Осипов, коммерческий директор группы компаний «Интерлизинг», также не предполагает резких скачков цен. Он отмечает, что увеличение утилизационного сбора простимулировало спрос на новые автомобили, что в свою очередь уменьшило интерес к подержанным. К ноябрю текущего года средняя цена в этом сегменте упала на 6%. В начале следующего года возможен незначительный рост цен в пределах 5–10%, а на востребованные европейские модели — до 15%. Причиной тому Осипов видит дефицит проверенных автомобилей массового сегмента на вторичном рынке.
Он также указывает на разновекторные тенденции: рост цен на новые авто из-за колебаний валютного курса и экспортных ограничений, и потенциальное сохранение или плавное повышение цен на подержанные авто. Разница в цене между новыми и подержанными автомобилями может достигнуть 40–50%, что укрепит позиции последних.

Сергей Целиков, руководитель аналитического агентства «Автостат», предполагает, что импортные подержанные автомобили могут стать дороже из-за новых правил утилизационного сбора. Однако это затронет только автомобили старше трех лет и мощностью свыше 160 л.с., которые занимают незначительную долю рынка (около 7,5%).
Наиболее заметный рост цен ожидается в сегменте премиальных иномарок возрастом 3–5 лет, поскольку более 90% из них оснащены двигателями мощностью свыше 160 л. с. В массовом сегменте также присутствует значительное количество автомобилей с аналогичными характеристиками, в основном кроссоверы классов SUV C и SUV D.
Ценообразование в бюджетном сегменте (автомобили старше 10 лет) будет зависеть от уровня инфляции и изменений в спросе.
Роман Титов, заместитель генерального директора группы компаний «Авилон», предупреждает о нехватке популярных корейских, японских и европейских марок на вторичном рынке из-за новых правил расчёта утилизационного сбора. Эти изменения ограничат ввоз автомобилей старше трех лет с двигателем объемом более 2,0 литра, что означает, что они будут доступны только по индивидуальным заказам.
Вадим Черноусов отмечает переход от частного ввоза к профессиональному импорту. Автодилеры будут увеличивать объемы поставок, так как это обеспечивает покупателям более надежные и предсказуемые условия.
Роман Титов указывает на замедление темпов импорта после рекордных показателей осени 2025 года. Новые правила расчёта утилизационного сбора делают импорт автомобилей с мощными двигателями экономически нецелесообразным.
Андрей Осипов допускает дефицит на вторичном рынке из-за индексации утилизационного сбора, что ограничит импорт автомобилей старше трех лет с двигателем объемом более 2,0 литров.
По оценке Вадима Черноусова, объем продаж автомобилей с пробегом в 2026 году составит от 6 250 000 до 6 500 000 единиц. В 2024 году было продано 6 036 000 автомобилей, а в 2025 году прогнозируется 6 250 000 единиц.
Черноусов отмечает тенденцию к увеличению возраста автопарка: средний срок владения автомобилем увеличивается — с 6,4 года в 2022 году до 7,5 лет в 2025 году. Доля автомобилей старше 10 лет достигнет 68% и продолжит расти, что приведет к сокращению количества ликвидных автомобилей.
Роман Титов также констатирует ограниченное предложение на рынке и переориентацию спроса на автомобили с двигателем мощностью до 160 л.с. Продажи премиальных и мощных автомобилей сократятся, а массовый сегмент станет основным драйвером роста.
По данным «Автостата», в ноябре 2025 года было продано 588 700 подержанных автомобилей, что на 12,2% больше, чем годом ранее. Однако по сравнению с октябрем 2025 года продажи сократились на 9,9%.
С января по ноябрь 2025 года новыми владельцами стали 5 661 464 автомобиля, что на 2,7% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Лидерами по популярности являются бренды Lada, Toyota и Kia.