В 1995 году в России был реализован один из наименее известных, но, безусловно, значимых экспериментов в истории отечественной автомобильной промышленности. Речь идет о проекте «Волга-Престиж», разработанном экспертами НАМИ на основе ГАЗ-31029. В 2025 году исполняется 30 лет с момента этой разработки, сообщает «Российская газета».
Проект был инициирован в трудный для индустрии период – во время системного кризиса, краха старой производственной модели и фактического отсутствия отечественного автомобиля представительского или бизнес-класса. После прекращения выпуска «Чайки» и упадка производства ЗИЛа государству требовался новый служебный автомобиль, который можно было бы создать на существующей платформе.
Задача, поставленная перед НАМИ, заключалась не в поверхностном обновлении серийной «Волги», а в глубокой модернизации модели с упором на комфорт, современный дизайн и соответствие требованиям служебной эксплуатации.
В рамках проекта были существенно переработаны экстерьер (кузовные панели создавались из стеклопластика) и интерьер автомобиля, разработана оригинальная приборная панель, улучшена шумоизоляция, рассматривались варианты климатической системы и другого оборудования, ранее недоступного для серийных ГАЗов.
При этом «Волга-Престиж» не являлась проектом тюнинга в привычном понимании. Это была полноценная опытно-конструкторская работа, выполненная научным институтом с расчетом на возможное серийное производство. Однако экономическая ситуация середины 1990-х годов не позволила воплотить проект в жизнь: выпуск ограничился лишь несколькими опытными образцами.
Сегодня «Волга-Престиж» остается малоизвестной страницей истории, но именно она может считаться последней серьезной попыткой создать на базе «Волги» современный автомобиль более высокого класса. Впоследствии модель совершенствовалась только эволюционно, без кардинального пересмотра концепции.
Спустя три декады проект НАМИ воспринимается как символ упущенных возможностей и одновременно как напоминание о том, что у отечественного автопрома были свежие идеи, задел и инженерные амбиции – даже в самые непростые времена.