В преддверии новогодних праздников Сергей Когогин, занимающий пост генерального директора ПАО «КАМАЗ», дал развернутое интервью Максиму Кадакову, главному редактору издания «За рулем».
Одной из ключевых тем беседы стали проблемы, связанные с состоянием дорог и неконтролируемым движением тяжелых китайских самосвалов по дорогам общего пользования в России.
– На российских дорогах участились случаи появления крупнотоннажных самосвалов, общая масса которых достигает 70 тонн. Насколько это соответствует нормам и законодательству?
– Появление таких «дорожных монстров» объясняется недостаточным контролем, а не реальной экономической необходимостью. В стране активно реализуются дорожные проекты, такие как магистраль М-12 Москва – Екатеринбург.
Однако, возникает парадоксальная ситуация: одновременно со строительством новых дорог, появляются транспортные средства, способные разрушить их в кратчайшие сроки. Автопоезда массой 70 тонн наносят покрытию дорог колоссальный ущерб. Как свидетельствуют данные Счетной палаты, более 67% автоматических пунктов весового контроля функционируют с нарушениями, что создает чувство безнаказанности у недобросовестных перевозчиков.
– В Китае я не наблюдал подобной техники на дорогах общего пользования.
– Это связано с тем, что в Китае эксплуатация таких автомобилей на дорогах общего пользования запрещена. Они предназначены для работы исключительно в карьерах. В Китае существует четкое разграничение: карьер – это карьер, дорога – это дорога.

В Китае успешно функционирует комплексная система контроля: обязательное использование телематики и спутникового мониторинга, строгая ответственность для всех участников процесса перевозки, фактический запрет на эксплуатацию карьерной техники за пределами промышленных зон, цифровая система контроля веса, фиксация нарушений даже при выезде из карьера, а не только на дороге.
– Нужна ли России аналогичная система?
– Мы разработали и передали в Министерство транспорта пакет предложений по созданию комплексной системы контроля, охватывающей весь процесс — от места отправки груза до дорог. В частности, наши предложения включают:
Введение специального коэффициента, отражающего экологическую эффективность, как соотношение собственной массы машины и ее общей массы. Ограничение доступа на дороги для машин с низким коэффициентом, что фактически исключит использование 70-тонных автопоездов. Интеграция данных АПВГК с данными ГЛОНАСС и телематики для предотвращения объездов и сокрытия номерных знаков. Внедрение системы перекрестной проверки цифровых накладных для обеспечения ответственности грузоотправителя. Применение китайской модели обязательной телематики и геозон для тяжелой техники.