С 2026 года Ташкент внедряет систему экостикеров для автотранспорта. По заверениям властей, это должно положительно сказаться на чистоте воздуха в городе, давно известном своей неблагоприятной экологической обстановкой. Тем не менее, детали инициативы вызывают вопросы у специалистов и автовладельцев
Парадоксально, что зеленый стикер, обозначающий «экологически чистую» категорию, будет доступен даже машинам стандарта Евро-2. В европейских странах такие автомобили давно не допускаются к эксплуатации в городах, а кое-где ограничения распространяются даже на Евро-4 и Евро-5. В Ташкенте же устаревший стандарт, принятый около 30 лет назад, официально признается экологически безопасным.
Причина кроется в особенностях местного автопроизводства. Значительная часть моделей UzAuto Motors, предназначенных для внутреннего рынка, соответствует именно стандарту Евро-2. В их числе Cobalt, Nexia, Lacetti, Spark и Damas. Лишь недавно завод начал выпуск Cobalt MCM с двигателем Евро-5, в то время как Damas с Евро-2 остается одним из самых распространенных автомобилей в стране.
Повышение порога для получения «зеленого» стикера до Евро-4 или Евро-5 привело бы к тому, что большая часть автопарка оказалась бы в менее выгодных категориях. Поэтому власти предпочли упростить задачу для себя, производителей и владельцев автомобилей.
Система экостикеров предусматривает три категории: «чистая» (зеленый), «средняя» (желтый) и «вредная» (красный). Категория определяется типом топлива и экологическим классом. Автомобили на бензине и газе с Евро-2 и выше, а также дизельные с Евро-4 и выше получают «зеленый» стикер. Автомобили более ранних лет выпуска попадают в желтую или красную категорию.
Для гибридов и новых автомобилей возрастом до трех лет стикер выдается автоматически, без проверки выбросов. Категория определяется на основании сертификата производителя, при отсутствии данных проводится диагностика на специальных пунктах. Стикер можно получить бесплатно при регистрации или перерегистрации автомобиля, а для уже зарегистрированных машин – через онлайн-сервисы.
Стикер крепится на лобовое стекло с внутренней стороны в правом нижнем углу. Срок действия не ограничен, однако при смене владельца, номера или замене стекла потребуется оформление нового. Электромобили, мотоциклы, транзитный транспорт, спецтехника и общественный транспорт (за исключением такси и маршруток) освобождены от требований.
Основная проблема города – не только состояние автомобилей, но и их количество. За пять лет автопарк Ташкента увеличился вдвое: с 450 тысяч до почти миллиона. Городская инфраструктура не справляется, а уровень загрязнения воздуха достиг критических значений. Вместо решения проблемы роста автопарка и развития общественного транспорта власти ограничиваются введением стикеров.
Эксперты считают, что система могла бы быть эффективной при более строгих требованиях. В европейских экологических зонах ограничения действуют даже для Евро-4, а в Ташкенте пропускают Евро-2. Кроме того, в век цифровых технологий бумажные стикеры кажутся устаревшими: вся информация об автомобилях уже содержится в электронных базах данных, а камеры могут распознавать номера и определять экологический класс без наклеек.