Skip to content Skip to footer

Почему некоторые считали, что «Жигули» в СССР не обошли «Москвич» по надежности

Сейчас трудно себе представить, но в начале 1970‑х годов приобрести «Жигули» было даже легче, чем «Москвич», как утверждали очевидцы. Особенно скептически к советскому FIAT относились опытные водители, считая «обрусевшего итальянца» недостаточно надежным и не подходящим для сложных условий эксплуатации в СССР, сообщает «Пятое колесо».

По своим характеристикам ВАЗ-2101, с двигателем мощностью 62 л.с. (позже 64 л.с.), не сильно уступал новому «Москвичу-412» от АЗЛК с 75‑сильным мотором. Максимальная скорость обеих машин была одинаковой — 142 км/ч. Разгон до 100 км/ч у «Москвича» был лучше всего на 1 секунду, что было незаметно в повседневной эксплуатации.

Карбюратор К-126Н, установленный на 412‑м двигателе, не обеспечивал стабильной работы, в отличие от более совершенного прибора ДААЗ (бывший Weber) на «Жигулях».

Те, кто садился за руль «Жигулей» после «Москвича», отмечали более эффективные тормоза. ВАЗ-2101 не имел усилителя, но передние дисковые тормоза обеспечивали хорошее замедление и устойчивость при торможении, чего часто не хватало «Москвичам». «Жигули» стали первым советским авто c антифризом и с удивительно эффективным отопителем салона, что было проблемой у «Москвича».

«Жигули» и «Москвич» со временем претерпевали изменения, в том числе и внешние. В начале 1970‑х «Москвич-412» выглядел интереснее «копейки», хотя для советских автолюбителей это не было главным.

В середине 1970‑х самым популярным автомобилем стал ВАЗ-2103. Двигатель объемом 1,5 л развивал 77 л. с., что делало «трешку» более динамичной, чем «Москвич-412». ВАЗ-2103 разгонялся до 152 км/ч и до 100 км/ч за 17 секунд. «Тройка» стала первым советским автомобилем с вакуумным усилителем тормозов.

ВАЗ-2106, выпущенный в 1976‑м, был ещё быстрее и обладал более богатой отделкой, сравнимой с «Волгой» ГАЗ-24.

Однако и «Москвич» к тому времени изменился. Модель 2140 получила обновленный кузов и избавилась от многих недостатков 412‑й модели. Улучшилась вентиляция, салон стал современнее, появились подголовники. Двигатель остался прежним, но получил карбюратор ДААЗ и термостат, как на «Жигулях». Улучшилась система охлаждения и отопление салона. «Москвич-2140» наконец-то получил дисковые тормоза спереди и надежный вакуумный усилитель.

Но главные споры касались ездовых качеств и, конечно, надежности и долговечности. В этом «Жигули» выигрывали благодаря технологиям FIAT. Однако новая машина породила новые проблемы, особенно в контексте ремонтопригодности, важной для советских автолюбителей.

«Жигули» лучше заводились в морозы, что увеличило количество зимних поездок. Но кузов подвергался коррозии, как и у «Москвичей».

Конструкция задней подвески «Москвича» обеспечивала неплохую управляемость. Задняя подвеска «Жигулей» была современнее. Но в быстрых поворотах «Жигули» имели склонность к сносу задней оси.

В начале 1980‑х у ВАЗ стали проявляться дефекты распредвалов, а владельцы «Москвичей» почувствовали превосходство. 412‑е моторы отличались надежностью и ремонтопригодностью. Однако к концу 1980‑х качество уфимских двигателей ухудшилось.