Альянс Renault-Nissan 7 марта официально заявил о том, что президент ОАО "АВТОВАЗ" Бу Инге Андерссон покинет предприятие. Его преемника назначат на совете директоров предприятия, который состоится 15 марта 2016 года.
Когда Бу Андерссона забирали у «Группы ГАЗ» в 2013 году, а иначе как «забирали» и не скажешь – на самом нижегородском заводе о назначении шведа на пост президента ОАО «АВТОВАЗ» узнали из пресс-релиз концерна «Ростех», который владеет блок-пакетом акций тольяттинского автогиганта, владельцы ОАО «АВТОВАЗ» не могли не понимать, что Андерссон «производственник», а не финансист. Он занимается продуктом, а не денежными потоками. По всей видимости, это устраивало и альянс Renault-Nissan (контролирует завод) и «Ростех». Однако, в реальной жизни все оказалось иначе.
Роботы вместо людей
Бу Андерссон начал делать то, на что не решались ни Владимир Каданников, ни Игорь Комаров, ставленник «Ростеха». Он начал сокращать персонал. Заводу реально не нужно столько людей, никогда не нужно было, даже Каданников говорил о том, что на заводе как минимум 30% лишнего персонала. «А что я сделаю? Завтра уволенные с черенками от лопат в руках разнесут все предприятие. Тольятти это моногород, надо быть социально ответственными», — говорил Владимир Каданников в 2004 году.
А Бу Андерссон лихо за два года сократил около 30 тысяч рабочих. Многих по соглашению сторон с выплатой семи окладов. Почитайте на «Медузе»
Массовые сокращения персонала вызвали недовольство главы «Ростеха» Сергея Чемезова, который пообещал «провести воспитательную работу» с Андерссоном. Шведу-то непонятна проблема моногородов, для него главное эффективность производства. А людям идти некуда – второе крупное предприятие в городе «Тольятти-Азот» вакансий не имеет и тоже, в общем-то, находится в тяжелом состоянии. Потому, сокращенные сотрудники «проедали» выходное пособие, а потом оказывались перед выбором – идти в дворники или же торговать на рынок.
Война с поставщиками
Бу Андерссон занял жесткую позицию по отношению к российским поставщикам компонентов. Бывало, целые партии комплектующих уезжали обратно из-за брака, а конвейер завода из-за этого останавливался. Привыкшие к тому, что АВТОВАЗ идет на любые условия поставщиков, некоторые начали задирать цены. Бу Андерссон в ответ нанял военно-транспортный самолет и привез партию комплектующих из-за границы. Подобное, кстати, было и при Каданникове – когда российские производители автолиста задрали цены, он демонстративно закупил два вагона стали в Южной Корее (это вышло дешевле). В итоге, Северсталь, Мечел и другие сели за стол переговоров.
«Ростеху», видимо, не очень понравилась ситуация и с бывшим крупнейшим поставщиком завода, компанией АвтоВАЗагрегат. Он попросту прекратил закупать некачественные комплектующие и не пошел на сделку о повышении цен. В итоге АвтоВАЗагрегат разорился, задолженность по зарплате достигла нескольких месяцев, а проблемным предприятием занялась прокуратура, которая возбудила более тысячи административных дел в отношении завода. Оно и логично – кроме АВТОВАЗа у АвтоВАЗагрегат никто не закупал комплектующие. Оставшись без единственного покупателя предприятие фактически прекратило свою работу. Таким образом, Бу Инге Андерссон взял под свой контроль «дочку» «Ростеха», компанию «Объединенная автомобильная группа» (ОАГ), и начал диктовать ОАГ собственные условия. Такое Сергею Чемезову понравиться не могло.
Авторитаризм
Когда Бу Инге пришел на завод, одно из первых, что он потребовал сделать – привести в порядок туалеты в цехах. Рабочие подшучивали над Андерссоном, но туалеты были приведны в порядок и поддерживались в чистоте. С «Группы ГАЗ» Бу Андерссон перенес на АВТОВАЗ и ежедневный, вернее, ежеутренний обход завода. Он лично прилюдно отчитывал менеджеров, рабочих, смотрел за качеством сборки. А еще сотрудникам завода крайне не понравился приказ Андерссона избавиться от цветов в горшках в цехах, типа на заводе работать надо и там не должно быть ничего лишнего, а они за десятилетия так привыкли к цветочкам.
Менеджеры гуськом бегали по утрам за Андерссоном, который проводил летучки прямо в цехах. К такому здесь не привыкли (на «Группе ГАЗ» была подобная ситуация, но там было частное предприятие).
Он без всякой жалости расставался со ставленниками Renault-Nissan и старым менеджементом завода, которого ловил то на растратах, то на «откатах». Такой прыти от него тоже явно не ожидали.
Андерссон неоднократно заявлял, что он человек завода, а не акционеров, похоже, последние посчитали, что он выходит из-под контроля.
Финансы и логистика
Напомним, что Андерссон занимается продуктом и эффективностью производства, а не финансами. Однако, в отличие от «Группы ГАЗ», здесь Бу Инге влез и в финансовую составляющую, чего от него явно не ожидали ни в Renault-Nissan, ни в «Ростехе».
Он отказался от услуг инжиниринга Renault-Nissan, за которые завод каждый год платил по 5 миллиардов рублей. Он продал дорогие внедорожники Infiniti, на которых по Тольятти разъезжал менеджмент Комарова и приказал сделать для топ-менеджеров завода специальную серию Lada Largus VIP. Любопытно, что только менеджеры «Ростеха» Комарова, а до него Алешина, Артякова и Есиповского позволяли себе рассекать по городу на дорогих иномарках. Тот же Каданников, имея в Москве бронированную Audi A8, по Тольятти перемещался в VIP-версии «десятки».
А еще Бу Андерссон начал избавляться от подразделений и дочерних предприятий, интегрируя их в основное производство. Так, было ликвидировано убыточное Опытно-промышленное предприятие (ОПП) – сборка пятидверных Lada 4×4 переехала из отдельного цеха в основные производственные помещения.
В вину Андерссону можно поставить непонятную логистику с производством лифтбэков Lada Granta и седанов Lada Vesta на ИжАвто, вернее на площадке Lada Ижевск. Ведь более 60% комплектующих приходится везти из Тольятти в Ижевск за 600 км. Но Андерссон объяснял это необходимостью дозагрузить производственные мощности в Ижевске. Да и похоже у него на Lada Ижевск были большие планы по созданию ультрасовременного сборочного завода.
Новые продукты
Злопыхатели говорят, что новых продуктов на рынок под брендом Lada Бу Андерссон не вывел. Дескать, Lada Vesta это старый проект АВТОВАЗ («Проект С»), а Lada XRAY всего лишь Renault Sandero Stepway с другими внешними кузовными деталями. А уж всякие Cross-версии Lada Kalina и Largus вообще не нужны рынку.
Однако, именно Бу Андерссон всего за два года довел Vesta от концепта до серийной версии. Да, автомобиль получился недешевым, но современный безопасный автомобиль стоить как «Жигули» и не может. Ну а XRAY французы, испугавшись внутреннего каннибализма с Sandero, разрешили выпустить всего 15 тысяч автомобилей в год.
Жизнь после Андерссона
Когда Бу Андерссона нанимали на должность президента ОАО «АВТОВАЗ» перед ним поставили несколько задач, среди которых: достигнуть 20-процентной доли на внутреннем рынке и вывести завод на уровень безубыточности при 6% рентабельности. Ни одно из этих условий не выполнено. За прошлый год АВТОВАЗ получил рекордный убыток в 74 миллиарда рублей, а его доля на рынке едва превысила 18%. Но выполнить условия контракта с учетом бушующего в России экономического кризиса было невозможно. Это признает даже глава Renault-Nissan Карлос Гон. Тем не менее, альянс поддержал отставку Андерссона. А о том, что окончательное решение разорвать с ним контракт уже принято заявил глава «Ростеха» Сергей Чемезов. «Сейчас нам нужен другой человек, – пояснил Сергей Чемезов. – Пытаясь обеспечить высокое качество продукции, Бу Андерссон отказался от многих российских комплектаторов. Он пошел по очень простому пути, закупая продукцию за рубежом у поставщиков Renault-Nissan. В связи с падением курса рубля наши расходы значительно увеличились. 75 млрд рублей убытков было сгенерировано под руководством Бу Андерссона».
Сам Бу Андерссон недавно заметил, что ему уже 60 лет и его карьера подходит к концу. Однако, российский автопром в лице инициативного шведа потеряет талантливого управленца. Остается надеяться на то, что новые руководители доведут до серийного производства две ожидаемые новинки: универсал Vesta и полноприводный XRAY Cross.
«Почему уволили Бу Андерссона: причины и следствия»