За 2012 г. число пунктов техосмотра резко выросло, следует из письма президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Павла Бунина замминистра экономического развития Олегу Фомичеву, пишет газета «Ведомости». В начале прошлого года их было 2014, а по состоянию на 10 февраля 2013 г. — 3289.
До 2012 г. за проверку технического состояния автомобилей отвечала ГИБДД. Ее сотрудники выдавали автовладельцам талоны техосмотра. С 1 января прошлого года система была переподчинена отраслевому объединению — РСА, а талоны техосмотра были упразднены. Аккредитация операторов техосмотра в РСА стала уведомительной. Теперь по прохождении техосмотра автовладелец получает диагностическую карту, на основании которой покупает полис ОСАГО. Без него страховку покупать нельзя, а без полиса эксплуатация автомобиля запрещена.
Целью реформы техосмотра власти объявили сокращение очередей при его прохождении и снижение коррупции. Увеличение числа пунктов значительно уменьшило очереди при прохождении техосмотра, а значит, и коррупционные риски, отмечает замдиректора департамента Минэкономразвития Евгений Ковтун. Проблема в том, что население полностью не осознало итоги реформы и часто ищет незаконные пути, хотя пройти техосмотрможно законными методами совершенно спокойно, говорит вице-президент РСА Светлана Никитина: «Например, в интернете продаются диагностические карты для автомобилей моложе трех лет, но им техосмотр не нужно проходить вовсе».
Очередей действительно не стало, но коррупция выросла, не согласен гендиректор НП «Союз предприятий технического осмотра» Игорь Волчек. Многие страховщики продают полисы ОСАГО и без прохождения техосмотра, отмечает он: «Они передают информацию о вашем автомобиле “прикормленному” оператору, который вносит ее в реестр транспортных средств, прошедших техосмотр». Причина в отсутствии госконтроля за операторами, считает Волчек: «Контроля вообще нет. Честные операторы ТО закрываются, остаются только те, кто торгует талонами».
За 2012 г. РСА проверил только 74 пункта техосмотра в 44 регионах, приостановив действие 19, говорится в письме Бунина. Правда, 13 пунктов устранили нарушения и возобновили работу, пишет страховщик.
Подводить итоги преждевременно, реформа не закончена, считает сотрудник аппарата правительства: «Действительно, есть проблемы с незаконной деятельностью некоторых страховых компаний. Но контроль за этим должны выработать сами участники рынка, так как РСА — это профессиональное объединение». Недобросовестные участники были и будут на этом рынке всегда, спокоен чиновник: «Но теперь у обычного автолюбителя есть возможность реально пройти процедуру техосмотра и не тратить на это полдня. Раньше такой возможности не было — либо нужно было платить, либо стоять в очереди полдня». Представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова — куратора реформы в правительстве от комментариев отказался.
Отсутствие очередей — безусловный успех реформы, считает лидер движения автомобилистов «Свобода выбора», депутат Госдумы Вячеслав Лысаков: «Например, правильным было решение разрешить проходить техосмотр в автосервисах, если они прошли соответствующую аккредитацию». Что касается коррупции, то подобных докладов от правоохранительных органов на эту тему не было, а личные оценки кого-либо могут быть далеки от реальности, отмечает Лысаков.
Однако он советует правительству передать кураторство отрасли от РСА саморегулируемой организации операторов ТО. «Это будет эффективнее — такая организация несет финансовую ответственность за своих членов и не допустит злоупотреблений и коррупции». Отказаться от техосмотра Россия не может из-за международных обязательств, признает Лысаков: «При выезде в ЕС нужно подтверждать, что автомобиль прошел ТО».
«Техосмотр: очередей меньше, коррупции больше»