Депутат и глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков подготовил и в ближайшее время внесет в Госдуму поправки в закон «О кредитных историях». В соответствии с ними реестр залоговых автомобилей будут вести бюро кредитных историй (БКИ). В настоящее время эта обязанность возложена на нотариусов с подачи президента Владимира Путина, но до начала 2014 года, когда должен заработать реестр, есть время. За передачу реестра в БКИ выступают аффилированные с ними банкиры, Совет Федерации и сами нотариусы: в Федеральной нотариальной палате говорят, что не прочь отдать новую ношу.
Разговоры о создании единой базы, позволяющей по VIN автомобиля проследить его историю (проверить, не числится ли машина в угоне, является ли она залоговой), начались еще в 2006 году — из-за мошенничества на рынке с такими авто. Обсуждались различные варианты: создать реестр на базе бюро кредитных историй, Центрального каталога кредитных историй ЦБ или воспользоваться мощностями МВД, но по ряду причин такого реестра еще нет, пишут «Известия».
Суть законопроекта Аксакова заключается в следующем. Банк, выдавая кредит на приобретение автомобиля, сразу передает информацию в БКИ, и те вносят машину в специальный залоговый реестр. А если, скажем, гражданин берет кредит не у банка, а у физлица, тогда участники сделки идут к нотариусу для удостоверения договора займа на приобретение автомобиля, а нотариус отчитывается в БКИ. По законопроекту любое заинтересованное лицо сможет через Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ, ведется ФСФР) выяснить, находится ли авто в залоге. В нем будут сведения о том, в каком кредитном бюро находятся более подробные данные о заложенном имуществе. Подобную схему в 2011 году предлагал Минфин, но его законопроект в итоге не был внесен в Госдуму.
Банкиры говорят, что работать с бюро кредитных историй им будет удобнее — с ними уже налажено сотрудничество. Кроме того, оператором крупнейшего на текущий момент реестра залоговых авто (800 тыс. машин) является Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). Оно принадлежит 14 банкам и создано под эгидой Ассоциации российских банков, которая, собственно, и пролоббировала «антинотариальный» поворот.
Интересно, что сами нотариусы не рады перспективе вести реестр залоговых автомобилей, сообщил «Известиям» источник в ФНП, «но есть поручение президента, которое нужно исполнять». Источник добавил, что, вероятно, «Путину неправильно донесли возможности нотариусов при подготовке закона и Совет Федерации сразу не поддержал идею». Сама ФНП обращалась в правительство с письмом, в котором также ставила под вопрос целесообразность передачи ведения реестра залоговых авто нотариусам. В ФНП отметили, что сейчас нотариусам непонятно, как вести реестр. Как вариант — на уровне закона ввести обязательное удостоверение всех договоров автомобильных залогов и на основе этих данных создавать реестр. Но в целом в ФНП отмечают, что будут ждать дальнейшей реакции из администрации президента.
«Кредитные авто попадут в единую базу»