Сегодня, 4 июля 2014 года, Госдума приняла в третьем окончательном чтении поправки в Закон о страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Уже с 1 сентября вступят в силу некоторые положения. В частности клиентам страховых компаний будет запрещено обращаться за возмещением в суд, в случае если страховая компания не отказала им в урегулировании убытков. Лишь после игнорирования заявлений, можно будет судиться со страховыми компаниями. Таким образом, действие Закона о защите прав потребителей ограничивается (он действует только в случаях, не прописанных Законом об ОСАГО). Зато пострадавшая сторона может получить не только выплату деньгами, но и быть направленным на ремонт. Правда, в этом случае, страховщикам позволяется затянуть решение вопроса. Одновременно, именно к сентябрю суперрегулятор рынка ОСАГО, Центробанк, должен определиться с новыми тарифами. Их рост, предположительно, составит 18-30% (хотя страховщики настаивали на гораздо большей сумме).
С октября 2014 года увеличивается максимальный лимит выплат по ущербу имущества с нынешних 120 тыс. до 400 тыс. руб., а предельный износ автомобиля будет снижен с нынешних 80% до 50%. В Москве, Санкт-Петербурге и граничащим с ними областями (Московской и Ленинградской) максимальную выплату можно будет получить, оформив ДТП по европротоколу, то есть, без участия сотрудников ГИБДД. При этом, стороны не должны иметь друг к другу взаимных претензий. Стоит оговориться, что на полисы, купленные до вступления поправок в силу (и, соответственно, новых тарифов) расширение максимальных выплат распространяться не будет.
Ожидается, что к концу первого полугодия 2015 года в России появится электронный полис ОСАГО – договор можно будет заключить без визита в офис.
Ранее стало известно, что после корректировки базовых тарифов, которая произойдет после принятия поправок в Закон об Обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), средняя стоимость полиса вырастет на 950 руб. Об этом заявлял президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин на экспертном совете по данной проблеме. Рост базовых тарифов обусловлен грядущим повышением максимальных выплат по ОСАГО. Сегодня базовые тарифы для физлица—владельца легкового автомобиля составляют 1980 руб., для юрлица — 2375 руб.
При этом, по оценке консалтинговой компании Towers Watson, которая по заказу Центрбанка (суперрегулятор рынка ОСАГО) провела проверку рынка ОСАГО, средняя стоимость полиса должны быть увеличена на 800 руб.
Интересно, что разнится оценка необходимого роста тарифов ОСАГО у РСА и Tower Watson и при условии сохранения нынешних максимальных выплат. Так, по мнению РСА, вывести страховщиков на безубыточность могло бы повышение тарифов на 12%, что привело бы к росту премии в среднем на 500 руб., а в консалтинговой компании считают, что было бы достаточно повышения на 5,9% (рост составил бы 200 руб.).
Страховщики требовали увеличить базовый тариф ОСАГО на 40%. По словам президента РСА Павла Бунина расчеты дают прогноз о необходимости повышения тарифов на 28,3%. В Tower Watson же утверждают, что диапазон составляет 18,3-23,6%.
По словам руководителя департамента страхового рынка Центробанка Игоря Жука «единственным существенным расхождением в выводах, представленных анализом Towers Watson, является оценка уровня инфляции за анализируемый период». Он отметил, что считает недопустимым любое затягивание данного вопроса.
В настоящее время поправки в Закон об Обязательном страховании автогражданской ответственности проходят второе чтение в Госдуме. Они серьезно изменят сегодняшнее положение вещей. В частности, автолюбитель, в случае возникновения спора со страховой компанией о величине убытка, будет обязан попытаться в досудебном порядке решить все вопросы со страховой компанией. И лишь в случае, если договориться не удалось, он может пойти в суд, в случае выигрыша которого, он получит не только компенсацию, но и штраф в размере 50% от суммы иска. Вырастут и сами суммы компенсаций: с нынешних 120 тыс. рублей до 400 тыс. рублей, а по ущербу здоровью – до 500 тыс. руб. Причем, в некоторых регионах, таких как Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, максимальные суммы выплат будут действовать и при оформлении ДТП по Европротоколу без участия сотрудников ГИБДД. В ПДД даже были внесены изменения (вступают в силу летом), при котором ДТП с участием двух участников без пострадавших должно будет оформляться без инспектора Госавтоинспекции, а водителям разрешили после оформления необходимых бумаг покинуть место аварии не дожидаясь полиции.
Кроме того, автовладельцам запретят продавать право требования страховой выплаты третьим лицам. Сейчас такой возможностью пользуются некоторые юридические компании и частные юристы: они выкупают право требования, а затем в суде отсуживают не только компенсацию ущерба, но и штрафы. Страховщики называют такие схемы мошенническими.
«Цены на ОСАГО вырастут в сентябре»