Министерство транспорта России подготовило проект федерального закона «Об организации дорожного движения» (имеется в распоряжении Carexpo.ru). В настоящий момент законопроект вынесен на общественное обсуждение, которое продлится 50 дней. Федеральный закон призван регулировать «отношения, возникающие в процессе организации дорожного движения».
В пояснительной записке к законопроекту говорится о том, что целью закона «является создание правовых условий и механизмов для обеспечения безопасности и устойчивости дорожного движения, снижению экономических потерь в дорожном движении, а так же формирование единого подхода по организации дорожного движения на территории Российской Федерации». Кроме того, его необходимость вызвана отсутствием правовой базы, необходимой «для обеспечения эффективной организации дорожного движения, для эффективного планирования и управления работой региональных транспортных систем».
Весь закон состоит всего из 18 статей, включая раздел об ответственности за его невыполнение, переходные положения и дату вступления в силу.
Пожалуй, самой важной статьей, которая может коснуться любого автомобилиста является Статья 10, которая носит название «Ограничение или запрет движения транспортных средств в зонах специальной организации дорожного движения».
Согласно ей, региональные власти получат право на ограничение или запрет в отношении въезда и движения всех транспортных средств либо их отдельных категорий, принадлежности, экологического класса, наполненности пассажирами, для определенных дней и времени суток, посредством введения платы за въезд в зону специальной организации дорожного движения, в том числе дифференцируемой по категориям транспортных средств, их принадлежности, экологического класса, наполненности пассажирами.
При этом, если местные власти ограничивают или запрещают движение, то они должны «осуществить компенсационные мероприятия»: улучшить работу общественного транспорта, развить инфраструктуру для велосипедистов и другое. И, конечно же, проинформировать о принятых мерах население субъекта Российской Федерации.
Фактически данной статьей узаконивается возможность взимания платы в определенные районы города, а также запрет на проезд в зоны определенного транспорта. Ранее, источники в правительстве Москвы неоднократно говорили о том, что платный въезд в центр города сделать невозможно из-за несоответствия таких действий законодательству. В случае принятия закона – такая возможность у них появится.
Подобная практика существует в ряде стран в Европе, уже существует такие ограничения. Например, в Италии есть так называемые ZTL – Zona Traffico Limitato. В такие зоны может ограничиваться въезд, например, автомобиля с одним водителем по рабочим дням, взиматься плата за въезд, запрещен въезд не экологичному транспорту и т. д.
В предыдущей, девятой статье законопроекта, говорится о стоянках транспортных средств. Стоянка транспортных средств должна осуществляться на парковках (парковочных местах) и дорогах в соответствии с требованиями, установленными в документации по организации дорожного движения, и правилами дорожного движения. При этом, собственники земли, на которых организована стоянка вправе взимать за парковку плату, причем размер оплаты и порядок ее взимания устанавливается также собственником парковки.
«Рост автомобильного парка в Российской Федерации наряду с продолжающейся концентрацией деловой активности вокруг городских агломераций выдвинул в число наиболее острых проблем, препятствующих устойчивому развитию транспортной системы страны, проблемы, связанные с резким повышением уровня загрузки автомобильных дорог. В условиях высоких темпов автомобилизации населения одной из ключевых ошибок, приведшей к существующей ситуации с перегрузкой улично-дорожных сетей, явилась недооценка тесной взаимосвязи складывающихся условий дорожного движения с практикой градостроительного развития территорий, состоянием и уровнем развития улично-дорожных сетей, уровнем развития и качеством услуг общественного транспорта, применением современных методов и средств организации дорожного движения», — говорится в пояснительной записке.
Остальная же часть законопроекта касается документации по организации движения – комплексным схемам и проектам. При этом последние утверждаются на срок не менее 15 лет. В случае если законопроект успешно пройдет экспертизу и будет принят, он вступит в силу через один год с момента подписания.
В Минтрансе говорят и об экономическом эффекте от его принятия. В частности, должны снизиться потери времени на транспорте, повыситься скорость, снизятся перепробеги и расход топлива, повысится качество обслуживания общественным транспортом, снизится негативное воздействие на окружающую среду, а экономическая активность вырстает за счет транспортной доступности территорий.
По мнению ведомства реализация законопроекта потребует расходов в 8-10 млрд рублей (в ценах 2013 года) на уровне субъектов федерации и муниципальных образований. Кроме того, реализация отдельных статей законопроекта будет сопряжена с поступлениями в бюджеты всех уровней.
«Платный въезд и ограничения движения узаконят для всей России»