Министерство финансов России подготовило поправки к правительственному законопроекту, заметно упрощающему выплаты по ОСАГО. Данный документ прошел первое чтение весной 2013 года и в настоящее время готовится к принятию во втором.
Суть поправок – в расширении возможностей оформления ДТП без пострадавших по так называемому Европротоколу: участники аварии оформляют происшествие без сотрудников ГИБДД, фиксируют положение автомобилей на фото и видео, и отправляются в страховые компании для выплат компенсации. Минфин предлагает расширить лимит выплат по Европротоколу с нынешних 25 до 50 тыс. руб., а в крупных регионах (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казанб, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Красноярск, Пермь и Воронеж) провести эксперимент, подняв лимит выплат до максимально возможных по ОСАГО 400 тыс. рублей. При этом, Банк России (суперрегулятор рынка ОСАГО) сможет самостоятельно устанавливать перечень таких городов и регионов, единственное условие – их население должно превышать 500 тыс. человек.
Напомним, что обязательным условиям для обращение за выплатами по ОСАГО является фото и видеофиксация ДТП. И здесь кроется основной нюанс. Накануне Российский союз авостраховщиков (РСА) объявил отбор операторов спутниковых мониторинговых систем, которые могут быть использованы при упрощенном оформлении ДТП без участия полиции по Европротоколу. Приборы будут фиксировать резкие разгоны, торможения и траекторию передвижения транспортных средств, отмечается в заявлении РСА. Таким образом, для оформления ДТП по Европротоколу у обоих участников должны быть установлены «черные ящики», которые фиксируют все данные. Судя по всему, страховые компании будут продавать их (или сдавать в аренду) вместе с полисами ОСАГО. По собственным данным Carexpo.ru стоимость такого оборудования составит минимум 200 долларов. Что для многих может показаться чрезмерной платы на фоне стоимости самого полиса (законопроект предусматривает и увеличение тарифов на автогражданку).
Кроме того, автомобилисты, даже в случае расширения предельных выплат, не будут прибегать к Европротоколу – любая ошибка в заполнении извещений о ДТП может привести к отказу в выплате. Нередки случаи, когда сотрудники страховых компаний придирались к схемам ДТП, составленным сотрудниками ГИБДД уже набившими руку в оформлении аварий, что уж говорить о простых автомобилистах? Поэтому, большинство как и прежде будет вызывать сотрудников Госавтоинспекции, создавая заторы даже если сумма ущерба копеечна.
Накануне ВЦИОМ опубликовал результаты соцопроса «Автомобилисты об ОСАГО: отношение и удовлетворенность». Респонденты в основном довольны качеством обслуживания (86% опрошенных устраивает работа службы поддержки и страховых агентов). Стоимость услуг удовлетворяет 76% респондентов. Более половины автомобилистов довольны простотой и удобством урегулирования убытков (55%). Еще больше опрошенных (60%) никогда не меняли поставщика страховых услуг. В качестве причины потенциальной смены страховой компании 46% автовладельцев указали возможное недовольство работой текущей компании. Более низкая стоимость полиса является менее популярной причиной выбора другой страховой компании (45%). Менять страховщика при следующей покупке полиса ОСАГО планирует 15% респондентов.
У большинства опрошенных, обращавшихся в страховую компанию виновника ДТП (73%) не возникало проблем с получением страховых выплат. Основными проблемами, с которыми сталкивались остальные автомобилисты, были небольшая сумма компенсации (13%) и длительное ожидание оценки либо выплат (11%).
Совещание депутатов, представителей правительства и РСА по поводу изменений закона об ОСАГО намечено на 22 октября 2013 года.
«ОСАГО по-новому: ГИБДД не будет оформлять аварии»