В России может резко сократиться количество автошкол. К такому выводу пришли в Минэкономразвития после изучения проекта приказа постановления Минобрнауки, касающегося новых правил обучения для сдачи экзаменов на водительские права, пишут «Известия». Требования в приказе избыточные – например, автошколам будет необходима площадка, на которой будет реализован перекресток и нанесена разметка по действующим ГОСТам. Были серьезно увеличены требования к материальному оснащению автошкол. По мнению экспертов это может воспрепятствовать работе добросовестного бизнеса. Минэкономразвития настаивает на проведении оценки регулирующего воздействия данного проекта.
Напомним, что ранее министерство образования опубликовало проект приказа «Об утверждении Примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». Именно он будет регулировать подготовку водителей перед сдачей экзаменов в ГИБДД.
Все обучение будет разбито на три цикла: «Базовый», «Специальный» и «Профессиональный». Первый будет включать в себя учебные предметы по основам законодательства в сфере дорожного движения, психофизиологические основы деятельности водителя, основы управления транспортным средством, основы перевозок и первая помощь. Он будет общим для всех категорий и подкатегорий водительских прав. Таким образом, уже имеющему, например, водительскую категорию В не нужно будет заново проходить данный курс для подготовки к сдаче экзаменов на категорию А. Специальный цикл включает в себя курсы по устройству транспортного средства, основы управления транспортным средством и, собственно, вождение транспортного средства. Третий цикл ориентирован на профессиональных водителей и включает в себя учебные предметы «Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом» и «Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом».
Впервые в курсы подготовки водителей введены такие предметы как «Этические основы деятельности водителя», «Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов», а даже «Психологический практимум». Будущим водителям расскажут о «влиянии рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя», о том, что такое «ложное чувство безопасности» и тому подобное. В общем и целом продолжительность подготовки водителей вырастет более чем на треть, что отразится на стоимости обучения. В настоящее время проект приказа проходит общественную экспертизу после чего будет утвержден.
Напомним, что ранее вступили в силу новые правила сдачи экзаменов на управление транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений. Они серьезно ужесточают как подготовку к сдаче экзаменов, так и саму процедуру.
Полностью исключается возможность самостоятельной подготовки к сдачи экзаменов – теперь ее можно пройти исключительно в лицензированных образовательных учреждениях. Как и раньше экзамен будет состоять из трех частей – теоретической и двух практических (площадка и город). Однако, они будут разделены, что позволит установить на каждый из этапов отдельную госпошлину. По мнению МВД эта мера будет финансово стимулировать кандидатов в водители более качественно готовиться к экзаменам.
Теоретическая часть экзамена будет сдаваться исключительно на компьютерах и в автоматическом режиме. Следующий этап – экзамен на первоначальные навыки управления транспортным средством (он сдается на закрытой площадке). В случае успешной сдачи первых двух экзаменов, кандидату выдается экзаменационный лист, и он допускается к экзамену на по вождению в условиях дорожного движения. Интересно, что первые два экзамена, в случае неудачи, можно проходить бесконечно много с перерывами в 7 дней, а вот решающий только три раза. В случае трех провалов, кандидат имеет право подать заявление на сдачу экзамена по вождению в городе только через 30 дней с момента неудачной попытки. При этом, положительные оценки первых двух этапов действуют 12 месяцев (сегодня – всего три месяца).
Сдавать экзамены можно как на автомобилях автошкол, так и Госавтоинспекции, а также на автомобиле, который предоставляет кандидат в водители. Законопроектом предусматривается возможность сдачи экзаменов как на транспортных средствах с механической трансмиссией, так и с автоматической трансмиссией. При этом лицам, изъявившим желание и сдавшим квалификационные экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, будет предоставлено право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.
«Количество автошкол сократится в разы»