Министерство внутренних дел (МВД) внесло на общественное обсуждение законопроект о внесений изменений в Правила дорожного движения. В пояснительной записке к законопроекту говорится о том, что это сделано в связи с поручениями вице-премьера России Игоря Шувалова от 21 февраля 2014 года.
Проектом планируется дифференцировать алгоритм действий водителей в зависимости от вида дорожно-транспортного происшествия:
дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими, документы о котором не могут быть оформлены без участия сотрудников полиции;
дорожно-транспортное происшествие без пострадавших, документы о котором могут быть оформлены без участия сотрудников полиции путем заполнения водителями соответствующих бланков извещений о дорожно-транспортном происшествии;
дорожно-транспортное средство без пострадавших, порядок оформления которого, в том числе необходимость участия сотрудников полиции определяется полицией при поступлении информации о данном происшествии.
Кроме того, проектом предполагается включение в Правила дорожного движения Российской Федерации нормы, в соответствии с которой при отсутствии необходимости в оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии водителям разрешается оставить место дорожно-транспортного происшествия.
Таким образом, в случае ДТП с пострадавшими алгоритм действия водителя не меняется: он обязан оказать им первую помощь, вызвать «Скорую медицинскую помощь», в экстренных случаях отправить пострадавших в больницу на автомобиле, либо же, в случае невозможности, самостоятельно доставить их в больницу, где он обязан оставить свои данные и затем вернуться на место ДТП. Сохраняется необходимость освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия. Записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.
Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан: записать фамилии и адреса очевидцев, сообщить о случившемся в полицию и действовать в соответствии с полученными указаниями. При взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося водители транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, могут, предварительно не сообщая в полицию, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в подразделение полиции для оформления документов о дорожно-транспортном происшествии.
При отсутствии необходимости в оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии для водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию, им разрешено оставить место дорожно-транспортного происшествия, не сообщая в полицию и не прибывая на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в подразделение полиции для оформления документов о дорожно-транспортном происшествии..
Если в результате дорожно-транспортного происшествия с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только имуществу и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, водитель, причастный к нему, обязан: оформить документы о дорожно-транспортном происшествии путем заполнения соответствующего бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с требованиями, установленными Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Напомним, что на введении обязательного Европротокола, когда оформление аварии без пострадавших производится без участия полиции ранее настаивал представитель Центрбанка, который является регулятором рынка ОСАГО, Минфина, а также представители Российского союза автостраховщиков (РСА).
Однако, поправки в закон об ОСАГО увеличивающие выплаты Они, в частности, предусматривают увеличение лимитов по выплате ущерба технике до 400 тыс. руб. (с нынешних 120 тыс. руб.), а по ущербу здоровью – до 500 тыс. руб. пока не прошли даже второе чтение и по-прежнему находятся на рассмотрении в Госдуме. При этом, для Москвы и Санкт-Петербурга, а также прилегающих областей (Московской и Ленинградской) до максимально возможных, т.е. 400 тыс. руб.
Сами водители боятся оформлять ДТП по Европротоколу — страховые компании любят отказывать в выплатах, буквально придираясь до каждой запятой. Кроме того, на сегодня выплаты в 25 тыс. руб. зачастую не хватит даже на мелкий ремонт
Глава РСА Павел Бунин категорически был против сегодняшней формулировки о том, что оба транспортных средства должны быть оснащены лишь средствами фото- или видеофиксации. Объясняют свою позицию страховщики тем, что опасаются роста мошенничества. В связи с этим РСА предлагает внести в законопроект необходимость использования специальных технических средств, обеспечивающих регистрацию сведений о ДТП с применением навигационных спутниковых технологий (ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS).
«Поскольку наша основная задача предусмотреть механизмы, обеспечивающие непрерывность и достоверность данных, обеспечивающих регистрацию ДТП, мы пока видим два пути – использование навигационных спутниковых технологий ГЛОНАСС и использование тахографов со средствами криптографическоской защиты информации (СКЗИ), – заявлял в феврале президент РСА Павел Бунин.
«Поправки в ПДД: Евпротокол станет обязательным»