Чешская малолитражка сочетает в себе массу достоинств: привлекательный дизайн, хорошую безопасность, отменную надежность и примерную экономичность. А как обстоят дела со стоимостью обслуживания?
После дебюта в 1999 году Skoda Fabia начала стремительно набирать популярность на избалованном качественными машинами европейском рынке, тесня именитых европейских, японских и корейских конкурентов в «мини-формате».
Успех первопроходца закрепила машина второго поколения, представшая на публике на Женевском автосалоне 2007 года. Продажи чешского бестселлера росли как на дрожжах, в том числе и в России. Хотя владельцы и не спешили расставаться с машиной после нескольких лет эксплуатации (кузов не гнил, ходовая часть и силовая линия не преподносили сюрпризов), рынок бывших в эксплуатации экземпляров постепенно разрастался. Купить сегодня приличный трех- пятилетний экземпляр Fabia – не проблема.
Второе поколение Skoda Fabia выпускалось в двух кузовах: пятидверный хэтчбек и универсал
Линейка силовых агрегатов состоит из четырех бензиновых двигателей. Два из них, равные по рабочему объему 1,2 литра, – рядные трехцилиндровые силовые агрегаты, выдают 60 и 69 лошадиных сил и вполне удовлетворят водителей, предпочитающих спокойный режим езды. Умеренный аппетит этих моторов особенно заметен, когда автомобиль эксплуатируется в крупных мегаполисах, где многокилометровые пробки подчас парализуют дорожное движение.
Сторонники более активного стиля вождения наверняка выберут четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 1,4 литра, с которого снимают уже 86 л.с. Прибавку в 17–26 лошадиных сил при неизменной массе авто не почувствовать просто невозможно. Машина интенсивно разгоняется и добавляет уверенности водителю при обгонах на загородном шоссе. Расход топлива при этом возрастает, но не критично.
Для любителей «отжечь» на трассе предназначен 1,6-литровый, четырехцилиндровый 105-сильный мотор. Он позволит и пар выпустить, и на магистрали уверенно обгонять целые колонны автомобилей.
Отметим, что несмотря на разное соотношение мощности к массе автомобиля и, следовательно, нагрузке на мотор, все четыре силовых агрегата при регулярном техническом обслуживании без проблем выхаживают по несколько сотен тысяч километров, не требуя при этом каких-либо серьезных затрат на текущий ремонт. Главное условие долголетия, по мнению многих ремонтников, техническое обслуживание с периодичностью раз в 10, а не в 15 тысяч километров. Причем сокращение интервалов ТО актуально и при использовании полностью (!) синтетических моторных масел класса качества SN («топовых» продуктов, выпускаемых лидерами сегмента производства моторных масел). При этом более частая замена масла позволит избежать повышенного износа ДВС, если он частенько работает на топливе не соответствующего экологического класса.
За основу для оценки стоимости расходных материалов, необходимых для проведения технического обслуживания, возьмем золотую середину – машину с мотором рабочим объемом 1,4 литра.
Масляный фильтр
За отправную точку мы традиционно берем оригинальные комплектующие, которые на 100% отвечают всем требованиям автопроизводителя, исходя из технических характеристик которых рассчитываются интервалы проведения технического обслуживания.
Итак, оригинальный масляный фильтр VAG в большинстве торговых точек, в которые мы обратились, стоил от 310 до 350 рублей. Весьма недешево, особенно по отношению к корейскому конкуренту Hyundai Getz, кстати, с аналогичным по рабочему объему мотором, который мы «разложили по косточкам» в прошлом номере журнала («Автозапчасти и Цены», №10-2013). Напомним, что за оригинальный масляный фильтр (Hyundai-Kia Motor Co.) для корейской малолитражки в большинстве торговых точек просили от 125 до 135 рублей.
Однако вернемся к Skoda Fabia и посмотрим, есть ли возможность сэкономить на покупке масляных фильтров. Итак, в бюджетном сегменте своей стоимостью привлекает продукция TSN: за фильтры этого бренда просили не более 90–95 рублей. Примерно по такой же цене, 100–110 рублей, предлагается продукция Vika и Patron. Максимальная цена этих фильтров не поднималась выше 130 рублей. Напомним, что колебание стоимости одного и того же автокомпонента в пределах 10–20 рублей для рынка – дело обычное, а «дельта» зависит от расположения магазина и такого важного фактора, как «проходимость точки».
В вилке от 130 до 150 рублей мы обнаружили продукцию BIG Filter, Hola, Denckermann, Filtron, Meyle, Kortex. Бренды, пользующиеся уважением и популярностью у многих автолюбителей. А если учесть тот факт, что фильтры от них стоят вполовину дешевле оригинала, то какие еще нужны доводы к совершению покупки? Ну, разве что вы привыкли приобретать продукцию компаний, относящихся к первому эшелону. Посмотрим, во что оценивают продавцы масляные фильтры от Fram, Bosch, Knecht и Mann Filter. Продукция перечисленных выше брендов в большинстве торговых точек не выходила за ценовую планку в 220 рублей. Так, за встречающийся практически повсеместно Bosch торговцы просили от 170 до 200 рублей. При этом самая низкая цена была в самом крупном торговом павильоне. Вот уж действительно, чем меньше магазин и скуднее ассортимент предлагаемой в нем продукции, тем выше амбиции владельца торговой точки. Самым дорогим из перечисленных брендов был Mann Filter. Однако отдать две сотни рублей за качественное изделие нежалко. За Fram и Knecht в среднем просили 180 рублей. Искать что-то более дорогое и более качественное бессмысленно.
Маленький и динамичный автомобильчик снискал славу как в Европе, так и в России
Воздушный фильтр
Большинство малолитражек эксплуатируется в больших городах, где воздушные фильтры работают в весьма непростых условиях. Их фильтровальные шторы забивает копоть от выхлопа автотранспорта, мелкодисперсная пыль от «дыхания» труб предприятий и теплоэлектростанций. Поэтому фильтроэлементы должны иметь хорошую грязеёмкость и обеспечивать примерную тонкость фильтрации. Ведь именно с воздухом в мотор проникает пыль (читай, абразив), которая стирает сетку хона с внутренней поверхности цилиндров. Оригинальные фильтры оценивались в большинстве случаев в 700–750 рублей, что в два раза дороже воздушных фильтров Hyundai-Kia Motor Co для Hyundai Getz, которые продаются по цене до(!) 350 рублей.
А что еще можно приобрести за половину стоимости ОЕМ автокомпонентов? В день обхода торговых точек и обзвона отделов заказов многочисленных интернет-магазинов выяснилось, что в наличии имелись фильтры Alco Filter по 270–290 рублей и Mann Filter по 390–400 рублей. Это отличный выбор по приемлемой цене. Если же пытаться максимально сократить расходы на техническое обслуживание, то стоит искать продукцию TSN – воздушные фильтры под этим брендом предлагаются по цене от 210 до 225 рублей. За сравнительно небольшие деньги – 280 рублей – нам предложили фильтры JP Group, а за Filtron с нас запросили три сотни в российской валюте.
Если искать альтернативу оригинальным фильтрам среди продукции брендов премиум-класса, то в первую очередь мы бы рекомендовали обратить внимание на фильтры Champion по цене 360–370 рублей. Продукция двух других, не менее уважаемых немецких брендов – Bosch и Knecht, оценивалась выше, чем Mann Filter. При этом разрыв в цене составлял без малого 50 рублей. Если поднять предельную стоимостную планку еще выше, рублей до пятисот, то в указанную сумму (+/– 50 рублей) оцениваются фильтры Fram, Kolbenschmidt, Meyle. Однако, даже приобретая самые дорогие фильтры из альтернативных, потребитель имеете возможность сэкономить добрую пару сотен рублей. Что и стоит, на наш взгляд, сделать.
Топливный фильтр
Чтобы сберечь топливную аппаратуру мотора и обеспечить его работу с максимальной мощностью и экономичностью, питать двигатель необходимо чистым топливом, подачу которого обеспечивает качественный фильтр, не только задерживающий грязь, но и в разумных пределах перекрывающий дорогу воде.
Возможно, учитывая важность данного автокомпонента, производитель оригинала использовал улучшенные фильтровальные материалы, иначе, как объяснить столь высокую стоимость OEM детали, за которую с нас запросили 1000, а в некоторых магазинах 1100 и 1150 рублей! Дорого, тем более на фоне гораздо более доступной продукции Champion (470 руб.), Profit (480 руб.), Kolbenschmidt (630 руб.), Knecht (660 руб.). Как ни крути, а экономия в чистом виде в среднем составляет 50% от цены оригинала. При этом сомневаться в качестве изделий перечисленных выше брендов нет причин и практика большого количества независимых, мультибрендовых станций технического обслуживания это подтверждает. Ближе всего к оригинальным фильтрам по цене приблизилась продукция Mann Filter и Alco Filter, за которую просили в среднем по 760 рублей за фильтр, а также Fram и Bosch (по 900 руб. за фильтр). Если оценивать рынок предложения топливных фильтров, то, несмотря на то что в бюджетном сегменте игроков оказалось заметно меньше, стоит отдать предпочтение представителям «золотой середины». Их продукция и топливную систему сохранит, и деньги сэкономит.
Пластики жесткие, сам интерьер мрачноват и строг — сказалось влияние "материнского" концерна Volkswagen AG, ведь Fabia построена на платформе VW Polo
Салонный фильтр
Если вовремя не менять воздушный фильтр салона, то система вентиляции будет работать с недостаточной эффективностью, что в свою очередь выразится в запотевании стекол и ухудшении обзора. Тем, кто не желает тратиться на угольный фильтр, мы рекомендуем регулярно заменять обычный – «пылевой». По сравнению с воздушным фильтром, это не дорого. За изделие OEM магазины запрашивают не более 750 рублей, за Mann Filter и Knecht в большинстве торговых точек с вас запросят в пределах 300 рублей (если будет дороже – дойдите до следующего магазина). Если хотите чего-нибудь из премиум-сегмента, обратите внимание на продукцию фирмы Corteco: салонные фильтры являются «коньком» ее продуктовой линейки, поэтому – берите смело, не пожалеете.
Угольные фильтры продаются по более высокой цене. За тот же Mann Filter с нас запросили почти 450 рублей. Не многим дешевле (в пределах 50 руб.) оказалась продукция Blue Print. По одной цене с Mann Filter торговые точки предлагали и продукцию Fram. Заметим, что расходные материалы именно этого бренда расходятся бойко. На вершине ценового айсберга теснят друг друга Valeo и Corteco с ценниками от 580 до 620 рублей за фильтр. Причем у Valeo, по словам продавцов, имеются и улучшенные версии, правда, за улучшения предложат доплатить 250–300 рублей к цене стандартного изделия. А 900 рублей уже приличная сумма, чтобы с ней просто так расстаться. Список можно дополнить фильтром UFI, за который в среднем просили от 600 рублей. В продаже встречаются и подходящие модели от FIAMM с разбросом цены на них от 580 до 690 рублей.
Итак, какой же из рассмотренных компонентов можно порекомендовать в первую очередь? Как ни странно, любой. Главное – чаще менять «салонник».
Свечи зажигания
Для надежного пуска холодного двигателя и обеспечения минимального расхода топлива, свечи зажигания меняют при проведении каждого технического обслуживания, то есть раз в 10 или 15 тыс. километров пробега. Мы рекомендуем придерживаться первой цифры, тем более что стоимость альтернативных запчастей не столь и высока.
Так, самыми доступными по цене оказались «запальники» от компании Bosch – всего по 130 рублей за свечу. Умножаем на четыре и получаем стоимость комплекта 520 рублей, что не такая уж большая сумма, особенно если учитывать то, что свеча, работающая с пропусками, способна в прямом смысле слова «убить» каталитический нейтрализатор. А стоимость последнего уже измеряется тысячами рублей.
Широко представлена в продаже продукция Beru. За интересующие нас свечи в большинстве торговых точек запросили от 140 до 150 рублей за штуку, что не многим больше, чем за Bosch. В других магазинах консультанты склоняли нас к покупке свечей Denso по 170–190 рублей за свечу. Спору нет, продукция этой компании снискала уважение у автовладельцев и работников сервисных станций, однако и ценник – почти самый высокий. Дороже них торговцы оценивали только продукцию Champion (300 руб.), да оригинал – по 350 рублей. Чтобы не тратить лишние деньги, при замене свечей при каждом регламентном техническом обслуживании мы рекомендуем приобретать запасные части от Bosch, Beru и Denso. У них отличное соотношение цены и качества.
Одно из самых спорных "всефольксвагеновских" эрогономических решений: USB-шнурок для мультимедии приходилось докупать отдельно, а фирменный разъем для него скрывался в бардачке
Передние тормозные колодки
Пока вы читаете наш журнал, на дороги падает снег и условия, в которых происходит торможение автомобиля, становятся все хуже и хуже. Именно поэтому не стоит экономить на тормозных колодках и есть резон поменять их заблаговременно, даже если их износ едва перевалил за 60%, ведь зимы у нас длинные, а пробки – глухие и многокилометровые. Дотянут ли фрикционы с остаточным ресурсом в 35–40% до весны?
Оригинал стоит запредельно дорого. За комплект «родных» колодок с нас запросили от 2600 до 3100 рублей! Не сильно дешевле продавцы оценили и альтернативу от именитых брендов. Так, комплект колодок от TEXTAR предлагался по цене от 2100 рублей.
А есть ли что-нибудь в бюджетном сегменте? Оказывается, да, и при этом довольно приличный выбор моделей колодок от различных производителей. Примерно за 450 рублей можно найти интересующие нас тормозные колодки TSN. На сотню дороже оценивают продавцы альтернативу от Master-sport. Если набросить еще 50 рублей, то в «корзину» можно положить и комплект Stellox. В районе шести сотен придется заплатить за колодки от EGT. Далее количество вариантов замены оригинальным компонентам растет как на дрожжах. За 700–750 рублей уже можно найти продукцию JP Group A/S и Optimal KG, а за восемь сотен рублей вам предложат Vika. Примерно в такую же сумму обойдутся Konstein и Sangsin, цена ABS и Dextrim подходит вплотную к 900 рублям. На отметке 1000 рублей вы, с одной стороны, переходите некий психологический барьер, а с другой – вам становится доступна продукция брендов Goodwill, Magneti Marelli, Bosch, Meyle, Akebono и NK. Имена этих производителей автокомпонентов уже давно известны российским автовладельцам, а Magneti Marelli и Bosch и вовсе пользуются заслуженной популярностью.
Если ценовую планку поднять до 1200 рублей, то доступными становятся продукты от Ferodo, Delphi, Metelli, Icer, Fri.tech, Otto Zimmermann. На продукцию именно этих брендов мы и посоветовали бы ориентироваться тем, кто не хочет проиграть в качестве и потерять в ресурсе. В финансовом плане покупка тормозных колодок перечисленных выше брендов – шаг логичный и оправданный, поскольку ценник по отношению к оригинальным запасным частям более чем лояльный. Вершину ценового неоригинального «Олимпа», а она находится на отметке 1400 рублей, заняли такие уважаемые компании, как TRW и ATE. Приобретая эту продукцию, вы фактически приобретаете оригинальные запасные части и не проигрываете ни в качестве, ни в ходимости, ни в безопасности. Кроме того, современные технологии, воплотившиеся в ряде моделей тормозных колодок компании TRW, сводят их притирку к тормозному диску практически к нулю. А всё благодаря особому покрытию, которое наносится на рабочую поверхность фрикционного материала, и притирка колодки происходит при первом же торможении!
Задние тормозные колодки
Заменив колодки передних тормозных механизмов, нельзя забывать про тормозные механизмы задних колес. Они требуют к себе гораздо меньшего внимания, так как меньше нагружаются в процессе гашения скорости. Однако свою и весьма весомую лепту в замедление авто задние тормозные механизмы вносят однозначно.
Если рассматривать механизмы барабанного типа, то оригинальные колодки меньше, чем за 3500 рублей, можете и не искать. Напомним, что передние, предназначенные для дисковых тормозов, стоили примерно на полтысячи «деревянных» дешевле. Впрочем, если учесть, что замена колодок в задних тормозах проводится с периодичностью 70–100 тыс. километров, в зависимости от стиля вождения и дорожного трафика, то в целом затраты на оригинал не покажутся вам разорительными. С альтернативными запасными частями проблем нет. В день мониторинга рынка в наличии были компоненты бюджетного и среднего ценового диапазона. Продукция компании Bosch предлагалась всего по 700 рублей за комплект. На 150 рублей дешевле можно было приобрести запасные части от Fenox, Patron или Remsa. По 800 рублей в продаже мы обнаружили комплекты от ABS и Fri.tech. По цене около девяти сотен рублей продавались комплекты колодок Textar, Ferodo, ATE, TRW и Otto Zimmermann.
Если автомобиль оборудован дисковыми тормозными механизмами обоих осей, то комплект оригинальных колодок для задних дисковых тормозов можно приобрести за 1700–1900 рублей. Продукция Textar, ATE, TRW и Brembo будет стоить примерно 1000 рублей за комплект. Если решите сэкономить по максимуму, то в первую очередь обратите внимание на продукцию Optimal, за которую просят не более 550 рублей.
Итоги
Итак, подводя черту под оценкой затрат на проведение технического обслуживания автомобиля Skoda Fabia, можно сделать следующие выводы. Первое. В содержании малолитражка, увы, недешева. Особенно если брать в расчет стоимость оригинальных компонентов. Европейские автомобили, за редким исключением, не могут похвастать дешевизной оригинальных запасных частей и расходных материалов.
Это же касается и стоимости работ, производимых на станциях технического обслуживания официальных дилеров марки в России. Однако, как правило, машины, сошедшие с гарантии, проходят ТО в мультибрендовых мастерских, где и цены земные, и качество приемлемое. Не секрет, что, набравшись опыта на фирменном сервисе, некоторые мастера уходят из них, оказывая высококвалифицированные услуги по изученным моделям на альтернативных СТО. Что касается широты выбора и стоимости альтернативных запасных частей, то при желании «чешку» можно обслужить и за вполне реальные деньги. И при этом, что важно(!), не потеряв в качестве, надежности, безопасности. Хотя, мы все-таки вынуждены признать, Skoda Fabia не относится к автомобилям дешевым в обслуживании и ремонте.
Денис Миронов
«В деталях: сколько стоит техобслуживание Skoda Fabia»