Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко обратилась в Минобрнауки с просьбой ускорить работу по подготовке и утверждению программ обучения в автошколах. Со своей просьбой она обратилась к заместителю министра образования Вениамину Каганову на заседании оргкомитета Пятого международного конгресса «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни».
«Отсутствие этих правил, отсутствие этих программ по-прежнему приводит к сильнейшей коррупции и выдаче липовых прав на участников движения, — цитирует Валентину Матвиенко агентство «ИТАР-ТАСС». — Надо разобраться с этими лавочками, это уже не автошколы — это лавочки по вымогательству денег. Как было, так и есть. Ничего не меняется: уровень подготовки в этих автошколах, мягко говоря, не выдерживает никакой критики, отсюда и появляется недобросовестные участники дорожного движения и аварии».
Напомним, что только в мае Министерство экономического развития дало положительное заключение на проект приказа Минобрнауки, который регламентирует новые правила обучения в автошколах, включая обучение на новые категории. Однако, по сведениям Carexpo до сих пор не зарегистрирован в Минюсте, а без этого нельзя начать лицензирование автошкол по новым правилам.
Напомним, что ранее Министерство образования опубликовало проект приказа «Об утверждении Примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». Именно он регулирует подготовку водителей перед сдачей экзаменов в ГИБДД.
Все обучение будет разбито на три цикла: «Базовый», «Специальный» и «Профессиональный». Первый будет включать в себя учебные предметы по основам законодательства в сфере дорожного движения, психофизиологические основы деятельности водителя, основы управления транспортным средством, основы перевозок и первая помощь. Он будет общим для всех категорий и подкатегорий водительских прав. Таким образом, уже имеющему, например, водительскую категорию В не нужно будет заново проходить данный курс для подготовки к сдаче экзаменов на категорию А. Специальный цикл включает в себя курсы по устройству транспортного средства, основы управления транспортным средством и, собственно, вождение транспортного средства. Третий цикл ориентирован на профессиональных водителей и включает в себя учебные предметы «Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом» и «Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом».
Впервые в курсы подготовки водителей введены такие предметы как «Этические основы деятельности водителя», «Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов», а даже «Психологический практимум». Будущим водителям расскажут о «влиянии рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя», о том, что такое «ложное чувство безопасности» и тому подобное. В общем и целом продолжительность подготовки водителей вырастет более чем на треть, что отразится на стоимости обучения.
Напомним, что ранее вступили в силу новые правила сдачи экзаменов на управление транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений. Они серьезно ужесточают как подготовку к сдаче экзаменов, так и саму процедуру.
Полностью исключается возможность самостоятельной подготовки к сдачи экзаменов – теперь ее можно пройти исключительно в лицензированных образовательных учреждениях. Как и раньше экзамен будет состоять из трех частей – теоретической и двух практических (площадка и город). Однако, они будут разделены, что позволит установить на каждый из этапов отдельную госпошлину. По мнению МВД эта мера будет финансово стимулировать кандидатов в водители более качественно готовиться к экзаменам.
Теоретическая часть экзамена будет сдаваться исключительно на компьютерах и в автоматическом режиме. Следующий этап – экзамен на первоначальные навыки управления транспортным средством (он сдается на закрытой площадке). В случае успешной сдачи первых двух экзаменов, кандидату выдается экзаменационный лист, и он допускается к экзамену на по вождению в условиях дорожного движения. Интересно, что первые два экзамена, в случае неудачи, можно проходить бесконечно много с перерывами в 7 дней, а вот решающий только три раза. В случае трех провалов, кандидат имеет право подать заявление на сдачу экзамена по вождению в городе только через 30 дней с момента неудачной попытки. При этом, положительные оценки первых двух этапов действуют 12 месяцев (сегодня – всего три месяца).
Сдавать экзамены можно как на автомобилях автошкол, так и Госавтоинспекции, а также на автомобиле, который предоставляет кандидат в водители. Законопроектом предусматривается возможность сдачи экзаменов как на транспортных средствах с механической трансмиссией, так и с автоматической трансмиссией. При этом лицам, изъявившим желание и сдавшим квалификационные экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, будет предоставлено право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией. Также, приказом предусмотрена программа обучения на категорию «М», которая выдается водителям скутеров и мопедов. Напомним, что сейчас пройти обучение на эту категорию и сдать экзамен нельзя из-за отсутствующей утвержденной программы обучения. Соответственно, пока ГИБДД не штрафует водителей скутеров за управление транспортным средством без водительского удостоверения.
«Валентина Матвиенко: автошколы — «лавочки по вымогательству денег»»