Министерство транспорта Российской Федерации вынесло на общественное обсуждение проект административного регламента «Об осуществлении бюджетных инвестиций в проектирование и строительство транспортного перехода через Керченский пролив».
В частности на при разработке данного документа предусмотрено, что предполагаемая (предельная) стоимость объекта, включая проектно-изыскательские работы, составляет 228,3 млрд. рублей, в том числе 0,5 млрд. рублей за счет вышеуказанного источника и 227,8 млрд. рублей — за счет федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года». Вышеуказанные инвестиции намечено осуществить в период 2014-2019 годов, при этом на 2019 год инвестиции в размере 11,415 млрд. рублей предусмотрены для завершения расчетов с подрядной организацией после завершения ею строительных работ в 2018 году, а также для выполнения затрат государственного заказчика строительства, необходимых для закрытия объекта.
Как говорится в проекте акта транспортный переход необходим для обеспечения бесперебойной круглогодичной транспортной связи субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Крымского полуострова, с остальной частью Российской Федерации без пересечения государственной границы. Переход должен включать в себя проезд для автомобильного транспорта по нормативам автомобильных дорог общего пользования I категории с 4 полосами движения, а также 2 пути железной дороги. Протяженность транспортного перехода ориентировочно составляет 19 км, что позволит обеспечить соединение транспортного перехода с транспортной инфраструктурой на материковой части Российской Федерации и на территории Крымского федерального округа в рамках других проектов. В настоящее время отсутствует проектная документация на строительство транспортного перехода, однако с учетом проектов искусственных сооружений с аналогичными параметрами, реализованных на территории Российской Федерации и в других странах, ориентировочный срок реализации проекта, включая проведение изыскательских и проектных работ, может составлять не менее 5 лет.
Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 790, определено, что данный транспортный переход должен быть завершен в период 2018-2020 годы.
Ранее госкорпорация «Автодор» оценивала стоимость транспортного перехода в сумму от 283 до 349 млрд рублей. Глава «Автодора» Сергей Кельбах предложил к дальнейшей проработке вариант расположения транспортного перехода именно в Тузлинском створе с двумя типами конструкций перехода, как наиболее оптимальных. По его словам, в Тузлинском створе можно запроектировать транспортный переход с категорией автомобильной дороги – I-б, железной дороги – II. Для створа транспортного перехода, самого южного из всех трасс, используется Тузлинская коса шириной от 100 до 750 м и насыпная дамба шириной 30 м. На Крымском берегу трасса примыкает к береговой линии в районе Цементной слободки. В указанном створе мостового варианта транспортного перехода необходимо будет построить два мостовых сооружения: первый – через Керченский пролив, второй – через пролив между насыпной дамбой и островом Тузла. Длина мостового перехода через Керченский пролив составляет 6,1 км, а моста на участке между островом Тузла и насыпной дамбой составляет 1,4 км. Для уменьшения длины транспортного перехода и минимизации объемов работ автомобильный и железнодорожный транспорт, а также инженерные коммуникации пройдут на Тузлинской косе по насыпи длиной 6,5 км.
К Крымскому берегу трасса примыкает, обходя крепость Керчь и мыс АК-Бурун с севера. Далее трасса проложена до пересечения с автомобильной дорогой М-17 и железной дорогой республиканского значения у станции Багерово. Все пересечения приняты в разных уровнях. Протяженность подходов: автомобильного – 8 км, железнодорожного – 17,8 км.
Со стороны Краснодарского края протяженность подхода для автомобильного транспорта составляет 41 км, и он примыкает к трассе М-25 «Новороссийск – Анапа» у поселка Сенной. Для железнодорожного транспорта протяженность подхода составляет 42 км, трасса примыкает к железной дороге «Крымск-Кавказ» у станции Вышестеблиевская.
Среди преимуществ Тузлинского створа по сравнению с другими вариантами, которые и привели к выбору створа трассы, Сергей Кельбах назвал следующие: наличие необходимых площадей для размещения строительных площадок, производственных баз, складирования конструкций и материалов; самая короткая протяженность подходов железной и автомобильной дорог. При реализации этого варианта исключается необходимость строительства железной и автомобильной дорог вокруг Керчи в виду достаточно близкого расположения трассы М-17 и железной дороги. Кроме того, возможен выбор разных технологий монтажа пролетных строений; отсутствие влияния строительства транспортного перехода на работу портов «Кавказ» и «Крым».
«Мост между Россией и Крымом обойдется в почти треть триллиона рублей»