Межрегиональный общественный центр «За безопасность российских дорог» составил рейтинг эффективности использования регионами транспортного налога. Эксперты исследовали взаимосвязь между объемами взимаемого налога и безопасностью автомобильных дорог. По определенной методике полученные данные дифференцировали по стоимости ТН, приходящегося на одну лошадиную силу, в зависимости от региона. Поскольку величина налога зависит от мощности двигателя, то для сравнения был выбран налог на автомашину с мощностью двигателя 110 л.с. (это наиболее распространенный класс автомобилей). Полученные результаты сравнивались с уровнем безопасности дорог в том или ином регионе.
Таблица 1 «ТОП-10 регионов эффективного использования транспортного налога»
ТОП-10 регионов эффективного использования транспортного налога |
||
Рейтинг |
Регион РФ |
Место в «Рейтинге безопасности российских дорог -2014» |
1 |
Томская область |
2 |
2 |
Калининградская область |
1 |
3 |
Приморский край |
5 |
4 |
Новосибирская область |
11 |
5 |
Смоленская область |
6 |
6 |
Хабаровский край |
8 |
7 |
Ивановская область |
15 |
8 |
Курская область |
16 |
9 |
Калужская область |
18 |
10 |
Оренбургская область |
19 |
Возглавляет рейтинг эффективности Томская область, где жители платят минимальный транспортный налог, а в последнем рейтинге безопасности дорог от МОЦ эта область занимает второе место. Следом идет Каланинградская область, где транспортный налог в два раза выше (соответственно и сборы выше), а протяженность дорог меньше. На третьем месте – Приморский край, который занял в рейтинге безопасности автомобильных дорог пятое место.
Наихудшие показатели демонстрирует Московская область. Собирая 29 рублей за лошадиную силу, регион имеет минимальный коэффициент безопасности. В «Рейтинге безопасности российских дорог – 2014» он занимает последнее, 45 место. За счет транспортного налога бюджет региона пополняется на 6 млрд 529 млн рублей ежегодно. Второе и третье места делят Ленинградская область и Республика Башкортостан с налоговой ставкой в 35 руб./л.с. Получив в 2014 году поступления от транспортного налога в 70 млн 389 тыс. руб. на километр трасс, Ленинградская область занимает 43 место в «Рейтинге безопасности – 2014». При меньшей стоимости, большей протяженности дороги и более высокому уровню безопасности Пермский край занимает шестое место ТОП-10 неэффективного использования транспортного налога. Налоговая ставка в регионе составляет 30 руб./л.с.
Таблица 2 «ТОП-10 регионов неэффективного использования транспортного налога
ТОП-10 регионов неэффективного использования транспортного налога |
||
Рейтинг |
Регион РФ |
Место в «Рейтинге безопасности российских дорог -2014» |
1 |
Московская обл. |
45 |
2 |
Ленинградская обл. |
43 |
3 |
Республика Башкортостан |
42 |
4 |
Нижегородская обл. |
44 |
5 |
Ростовская область |
41 |
6 |
Пермский край |
37 |
7 |
Краснодарский край |
39 |
8 |
Саратовская область |
27 |
9 |
Воронежская область |
29 |
10 |
Кировская область |
33 |
В отдельную категорию эксперты выделили города федерального значения — Cанкт-Петербург и Москву. Субъекты обладают несоизмеримо большими бюджетными поступлениями за счет объема автопарка, суммарно превышающего некоторые регионы, в пять и более раз. Налог на километр пути здесь исчисляется в миллионах рублей.
Таблица 3 «Использование ТН в столицах»
Использование транспортного налога в столицах |
||
№ |
Регион РФ |
Объем ТН на километр дорог в регионе |
1 |
Санкт-Петербург |
2641826,12 руб. |
2 |
Москва |
2934034,80 руб. |
«Составлен рейтинг эффективности использования транспортного налога»