Программа государственного субсидирования покупки автомобилей, досрочно свернутая в прошлом году, может возобновить свою работу в 2014 году. Об этом на совещании с премьер-министром Дмитрием Медведевым заявил первый вице-премьер Аркадий Дворкович.
По словам А. Дворковича, до начала действия этой программы, до июля прошлого года, прогнозировалось, что падение производства автомобилей в нашей стране составит порядка 7–8%. После ее старта было выдано около 260 тыс. льготных автокредитов. С финансовой точки зрения общие обязательства 2013–2016 годов (а кредиты выдаются на срок примерно от двух до четырех лет) составят 8 млрд рублей из федерального бюджета, при этом уже в 2013 году правительство получило поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам от проданных автомобилей более чем на 20 млрд рублей. То есть выигрыш для налогоплательщиков тоже абсолютно очевиден, отметил вице-премьер. «Это позволило поддержать наших автопроизводителей в период падающего спроса, в условиях вступления в ВТО, которые год за годом будут ужесточаться. У нас переходный период продлится до 2018 года. Мы посмотрим на ситуацию в I квартале. Если увидим, что без таких же мер она не будет стабильной, не будет улучшаться, значит выйдем с предложениями о продолжении подобной программы и в 2014 году», — заключил Аркадий Дворкович.
Изначально Минпромторг планировал направить на реализацию программы, которая должна была действовать и весь следующий го, 13 млрд руб., однако Минфин выделил всего 5 млрд руб. При этом банки начнут получать первые компенсации в декабре, а завершить выплаты Минфин планирует только к 2016 году.
Целями и задачами программы льготного автокредитования является поддержка автомобильной промышленности страны через стимулирование спроса на легковые автомобили и легкие коммерческие автомобили полной массой не более 3,5 тонн. Льготные кредиты будут предоставляться физическим лицам на приобретение автомобилей по ставке, определенной в виде разницы между ставкой кредитной организации по сопоставимому по срокам, суммам и размеру первоначального взноса кредиту, предоставляемого физическому лицу на приобретение автомобиля, и двумя третями ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату выдачи кредита, с последующим возмещением выпадающих доходов кредитных организаций за счет средств федерального бюджета.
Субсидии предоставлялись по кредитам, соответствующим следующим требованиям:
- Кредиты выданы физическим лицам в рублях на приобретение автомобилей, стоимость которых составляет не более 750 тыс. рублей и полная масса которых не превышает 3,5 тонны;
- Автомобиль ранее не находился на регистрационном учете в соответствии с законодательством Российской Федерации, не оформлялся на физическое лицо и был произведен не более одного года назад до даты выдачи кредита;
- Физическим лицом внесена предоплата за приобретаемый автомобиль в размере не менее 15 процентов его стоимости;
- Ставка кредитования, предусмотренная кредитным договором, определена в виде разницы между действующей на дату выдачи кредита ставкой кредитной организации по сопоставимому по срокам, суммам и размеру первоначального взноса кредиту, на приобретение автомобиля соответствующего типа, и размером скидки исходя из двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату выдачи кредита;
- Срок действия кредитного договора не превышает 36 месяцев.
«Льготные автокредиты могут вернуть»